Друга ищи а нашел береги значение пословицы. Классный час

Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поведем с вами доверительный разговор. Вам интересно о чем? Точнее о ком? (Звучит песня «Если с другом вышел в путь» - 1-й куплет и припев.) Конечно же, о друзьях и о дружбе. Действительно, если с другом вышел в путь, то любой путь будет легче и веселее.

Как вы думаете, можно человеческую жизнь сравнить с дорогой? (Размышления ребят.) Действительно, человеческая жизнь – это дорога, которая складывается из минут, часов, дней, месяцев, лет. Давайте представим, что мы сегодня с вами вместе пройдем кусочек этого пути длиной всего-то в 40 минут.

Скажите, если мы с вами представили жизнь в виде дороги, то можно ли ее пройти без друзей? (Размышления ребят)

Конечно же, нет. Еще в XII веке великий грузинский поэт Шота Руставели писал: «Кто не ищет дружбы с близкими, то себе заклятый враг». У каждого народа есть легенды, пословицы, поговорки о дружбе. Может быть, вы вспомните некоторые из них? (Ребята называют пословицы, например,

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

«Друга ищи, а найдешь – береги»

«Старый друг лучше новых двух»

«Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей – узок, как ладонь»

«С другом веселее при удаче, легче в беде»

«В недруге стрела – что во пне, а в друге – что во мне»

«Друзья познаются в беде»

«Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось»

«Недруг поддакивает, а друг спорит»

Вот вы здесь назвали пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Согласитесь, очень хорошо иметь и сто рублей и сто друзей одновременно. Но что найти легче? Поищите в карманах! (Дети достают деньги)

Оказывается, деньги найти легче, чем отыскать друга. На жизненном пути человек встречается с разными людьми: добрыми и злыми, щедрыми и жадными, бескорыстными , мужественными и трусливыми. Как же среди такого множества найти друга? Нужно знать кого искать. Кто такой друг? Закончите фразу «Друг это тот..» (Ребята делятся на группы по 2-3 человека. Они получают листочки с началом фразы, которую нужно дописать.)

Что же у нас получилось? У нас получился коллективный портрет Друга.

Настоящий друг везде

Верен, в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит, ты не спишь – он спать не может,

И во всем без дальних слов

Он помочь тебе готов.

В. Шекспир

Как вы думаете, ребята, друзей у человека может быть много? (Размышления ребят.)

Друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Но друг – это более личное, дорогое, близкое, чем товарищ или одноклассник. Какие же черты должны быть присущи настоящему другу? (На столе разложены карточки с чертами друга. Ребятам предлагается из множества выбрать те, которые по их мнению характеризуют друга.)

Прочитайте, пожалуйста, что же вы выбрали. (Ребята зачитывают карточки)

Сейчас, ребята, вы сами того не подозревая, воспользовались секретом, которым мудрый Лис поделился с Маленьким принцем, главным героем одноименного произведения французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Маленький принц в поисках друзей прилетел на Землю с крошечной планеты, где у него только и были, что три вулкана, достававшие ему до колена, которые он чистил каждый день, баобабы, которые он уничтожал, чтобы они не разрушили его планету, и роза, которую он поливал, оберегал и считал, что она самая лучшая и единственная во всей Вселенной. Но на Земле он увидел, огромный сад, полный роз, похожих на его цветок. Маленький принц почувствовал себя очень-очень несчастным, ведь его красавица говорила, что подобных ей нет нигде. От обиды он заплакал. Но мудрый Лис ему объяснил, что его Роза для него действительно единственная в мире. «Поди взгляни еще раз на розы, а когда вернешься, я открою тебе один секрет». Маленький принц пошел взглянуть на розы. – Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. – Вы еще ничто. Вас никто не приручил. –Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы, но мне она дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас защищал и оберегал я каждый день». Когда Маленький принц вернулся к Лису, тот сказал, что секрет его очень прост: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». «Самого главного глазами не увидишь», - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

А как вы понимаете секрет мудрого Лиса? (Размышления ребят.)

Вы правы, не всегда можно увидеть ценное в человеке, это нужно почувствовать сердцем. Давайте мы с вами обратимся к карточкам с чертами друга, оставшимся на столе. (Один ученик приглашается к столу)

Есть ли среди них такие, которые могут быть присущи вашему другу? (Ученик выбирает карточки и зачитывает их).

Обязательные ли эти качества для настоящего друга? А если их нет, разрушается ли дружба? (ответы школьников)

Да действительно, в дружбе большую роль играют не внешние, а внутренние качества человека, иногда даже вовсе не бросающиеся в глаза. Нужно только их рассмотреть.

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном качестве, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в троллейбусе, прийти на помощь старому человеку, даже если очень спешишь по своим делам. Все это проявления порядочности. Только у порядочного человека бывают друзья настоящие, верные и надежные. Друзья на всю жизнь.

Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы товарищи прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, которые мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми.

У каждого человека не так уж много настоящих друзей, и их надо беречь. Будьте снисходительны к человеческим слабостям своих друзей, прощайте их.

А все ли можно простить другу?

Почему нельзя прощать предательство?

Действительно, дружба несовместима с предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности. Ученики школы, где работал директором выдающийся педагог, выработали такие «Законы дружбы»:

Не оставляй друга в беде. Быть верным дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.

Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность. Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять заботу. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

А сейчас я прошу вас закрыть глаза, расслабиться и представить, что на небе - звездопад. Пока выбудете сидеть с закрытыми глазами я расскажу вам легенду о Млечном Пути.

Во время рассказ легенды о Млечном Пути, перед каждым учащимся раскладываются звездочки. Затем ребята открывают глаза, берут свои звездочки и по очереди отвечают на вопросы. Если кто-то хочет ответить не на свой вопрос, пусть высказывает свое мнение.

Геракла еще в детстве его мать Алкмена бросила в чистом поле. Однако Зевс, отец Геракла, приказал Гермесу подобрать новорожденного и ночью тайком накормить его молоком матери богов Геры. Гермес принес младенца на Олимп и приложил его к груди спящей Геры, дабы маленький Геракл мог вкусить божественное молоко из ее груди, способное сделать его бессмертным. Но Гера проснулась и возмущенно оттолкнула ребенка от себя, а божественное молоко из ее груди разлилось по небу.

Переверните звездочки, лежащие перед вами на столе и прочтите вопросы. Кто готов ответить на свой вопрос, может отвечать.

Много ли у тебя друзей? Какие качества в человеке ты ценишь больше всего? Без чего бы ты ни смог обойтись в жизни? Каким ты себя представляешь через двадцать лет? Какую основную цель ты преследуешь в жизни? Счастливый ли ты человек? Почему? Общительный ли ты человек? Твоя заветная мечта? Чем ты занимаешься в свободное время ? Как ты понимаешь выражение «чувствовать себя на седьмом небе»?

А сейчас мы с вами поиграем игру «Паутинка». (Ребята выходят к доске и становятся в круг) Передавая соседу клубок ниток, участник говорит ему доброе пожелание….

Посмотрите, как мы все друг другу нужны, поднимите эту нить, посмотрите, она еще хрупка и непрочна. И только от нас с вами зависит, сделаем ли мы основу для прочного ковра взаимопонимания. Запомните этот миг.

Вот и подходит к концу наш путь длиною всего-то в 40 минут. Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполнены добротой, взаимоуважением, бескорыстием.

А теперь возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент. В память о нашей встрече мне хотелось бы подарить вам маленькие «сердечки», которые напоминали бы вам совет мудрого лиса: «Главного глазами не увидишь, зорко лишь одно сердце». Спасибо.

Классный час о дружбе и друзьях.

«Нет друга - ищи, а нашел – береги».

Цель: способствовать воспитанию у детей чувства товарищества и взаимовыручки. Закреплять умение действовать в парах, в группах.

Оборудование: диск с песней « Если с другом вышел в путь»; листы бумаги с фразой « Друг – это тот…»; бумажные сердечки по количеству учащихся; карточки со словами пословиц.

План классного часа:

  1. Вступительное слово.
  2. Работа с пословицами.
  3. Творческая работа « Друг – это…».
  4. Беседа по рассказу В. Осеевой « До первого дождя».
  5. Обсуждение ситуации.
  6. Заключительное слово.

Ход классного часа.

  1. Вступительное слово

Классный руководитель. Интересно, о чем мы сегодня будем говорить? Точнее, о ком?

(Звучат 1-й куплет и припев песни « Если с другом вышел в путь ». Муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.)

Теперь можете определить тему нашего классного часа? (Ответы детей.)

Конечно же, сегодня мы поговорим о друзьях и дружбе. Действительно, если с другом вышел в путь, то любой путь будет легче и веселее. Как вы думаете, можно человеческую жизнь сравнить с дорогой? (Ответы детей.)

Сегодня мы пройдем небольшой отрезок нашего жизненного пути вместе.

  1. Работа с пословицами по группам.

Составить пословицу из отдельных слов (слова на карточках).

  1. Дружба рождается в беде, а закаляется в труде.
  2. Дерево держится корнями, а человек друзьями.
  3. Каковы твои друзья, таков ты и сам.
  4. Где нет дружбы, там нет успеха.
  5. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
  6. Без друга не узнаешь, какие ошибки совершаешь.
  1. Творческая работа « Друг – это…»

Классный руководитель. Давайте вместе подумаем, кто такой друг. Какого человека мы можем назвать другом? (Делит класс на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает лист, на котором написано начало фразы «Друг – это тот…». Дети дописывают фразу и читают, что у них получилось, учитель записывает на доске.)

Что же у нас получилось? Получился коллективный портрет друга. (Подытоживает ответы детей, затем читает стихотворение У. Шекспира.)

Настоящий друг везде

Верен, в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всем без дальних слов

Он помочь тебе готов.

  1. Беседа по рассказу В. Осеевой «До первого дождя».

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, друзей у человека может быть много? (Ответы детей.)

Друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Но друг – это более личное, дорогое, близкое, чем товарищ или одноклассник.

Чтение рассказа.

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно. Ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Классный руководитель. На какие мысли натолкнул вас этот рассказ? О чем заставил задуматься? (Ответы детей.)

  1. Обсуждение ситуации.

Классный руководитель. Научиться выбирать сердцем не так уж просто, но, пожалуй, еще сложнее – смотреть на себя со стороны. Мы знаем, какие качества нам не нравятся в других людях, мы не готовы с ними мириться. А ведь не зря говорят: если вы хотите иметь настоящего друга, прежде всего сами станьте таким другом!

Давайте попробуем взглянуть на себя со стороны.

Сценка из школьной жизни.

Наташа (подбегая к Косте). Костя! Ты мой друг! Выручай. Я не выучила басню Крылова «Стрекоза и Муравей». Скажи учительнице, что и ты не выучил.

Учительница (заходит в класс). Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодняшний урок начнем с басни «Стрекоза и Муравей». Ее нам расскажет Костя.

Учительница. Молодец!

Учительница. Ставлю тебе «пять»!

Наташа (шепотом). Как тебе не стыдно!

(Классный руководитель делит класс на две группы. Члены первой группы отвечают на вопрос « Как бы вы оценили поведение Кости?». Члены второй группы отвечают на вопрос « Как вы оцениваете поступок Наташи?».)

Классный руководитель. А вот что сказано в стихотворение А. Дементьева. (Читает.)

Друг познается в удаче

Друг познается в удаче

Так же порой, как в беде,

Если он душу не прячет,

Чувства не держит в узде.

Друг познается в удаче.

Если удача твоя

Друга не радует, - значит,

Друг твой лукав, как змея.

Или же горькая зависть

Разум затмила его,

И, на успех твой позарясь,

Он не простит ничего.

Он не простит… Но иначе

Скажет об этом тебе.

Друг познается в удаче

Больше порой, чем в беде.

А теперь давайте разыграем эту сценку еще раз так, как если бы эта ситуация произошла между настоящими друзьями. Как бы потупила Наташа?

(Дети придумывают другое окончание сценки, разыгрывают.)

  1. Заключительное слово.

Классный руководитель. Впереди у вас длинная дорога жизни. Пусть на вашем жизненном пути встречаются хорошие, благородные люди, которые станут вашими друзьями.

А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент.

В память о нашей встрече мне хотелось бы подарить вам маленькие сердечки, которые будут напоминать вам о нашей беседе. Спасибо!


Цель: Раскрыть сущность понятия “дружба, друг”, показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в жизни, вывести законы дружбы, воспитывать стремление дружить с окружающими.

Ход занятия

Кто нарисован на картине? (слайд 2)

Что несет в руках?

Как вы думаете, почему не сжигает и не ослепляет человека огненный шар?

Женщина идет по дороге жизни, на голове ее убор из золотых перьев.

Ее веки прикрыты.

Обеими руками - бережно и нежно она несет перед собой мягкий сияющий шар. Кругом - темнота. И только шар освещает путь.

Как бы вы назвали картину.

А литовский художник Чюрленис назвал картину “Дружба”. (МОЛЧАНИЕ)

А как вы думаете, почему?

Чем похожи солнце и дружба?

Итак, дружба? Закройте глаза произнесите шепотом слово – "дружба".

С какой погодой вы бы сравнили слово "дружба".

А какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать дружбу?

А можно ли по дороге жизни пройти без друзей?

Очень сложно в жизни без друзей.

“Нет друга – ищи, а нашел- береги.”(Рукой на доску).

Вот эти слова и будут эпиграфом нашего разговора

И мы выведем некоторые законы дружбы.

Что такое дружба?

А вот как в толковом словаре Ожегова даны объяснения, что такое дружба, друг. (слайд 3)

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг - человек, который связан с кем-нибудь.

На жизненном пути человек встречается с разными людьми: добрыми и злыми, щедрыми и жадными, бескорыстными, мужественными и трусливыми.

Как же среди множества людей найти друга?

Закончите фразу: “Друг - это тот....”

Что у нас получилось?

У нас получился коллективный портрет друга.:

“Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов. (Шекспир.)

У русского народа есть много пословиц и поговорок о дружбе. Какие пословицы вы знаете?

  • Не имей 100рублей, а имей 100 рублей.
  • Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
  • Человек без друзей, что дерево без корней. (слайд 4,5)

Как понимаете пословицу о дружбе: “Не имей -100 рублей, а имей 100 друзей.”

Много мнений мы сейчас выслушали, но главное то, что мы дружбу считаем важнее денег.

Конечно, хорошо иметь и 100 рублей и 100 друзей.

Но что легче найти?

У кого в кармане есть деньги.

Вы сразу нашли, а друга сразу найдем?

Оказывается деньги найти легче, чем отыскать друга.

Вы сделали правильный выбор. Ведь деньги приходят и уходят, а настоящие друзья остаются всегда рядом.

А когда рядом друг разве можно быть одиноким и несчастным?

Послушайте сказку, услышав которую будете точно знать,

Что лучше друзья или деньги?

- Сказка “Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец, но человек этот был добрый и хороший, поэтому у него и было много друзей.

Но однажды случилась беда. В одну из ночей каким-то неизвестным ворам удалось проникнуть во владения нашего героя и угнать всех овец. Когда наутро хозяин увидел, что стало с его хозяйством, он сел и горько заплакал.: ведь теперь он лишился всех своих денег и работы. Весть о краже быстро разнеслась по окрестным селам, и уже на следующий день

увидел этот человек, как по дороге, ведущей к его дому, идут его друзья. Но друзья шли не с простыми руками- каждый из них вел за собой маленькое стадо овец. Когда все друзья собрались то у него получилось стадо больше,чем прежде!” Вот такая произошла история с нашим героем.

А были ли в вашей жизни случаи, когда вы помогали другу, или друг помогал вам.

Какой закон дружбы выведем?

Помогать другу.

Тихонечко встали, отдохнем. Песня “Настоящий друг” 2 к. “дружба крепкая не сломается..” ТАНЕЦ ДРУЖБА с цветами. Или цветы-дружбы.

Продолжим наш разговор.

2. Что нужно для того, чтобы дружба стала крепче?

Посмотрим сценку:

Гриша, Гриша, дай мне нож.

Ты обратно не вернешь.

Дай-ка, Гриша, карандаш.

Ты обратно не отдашь.

Гриша, Гриша, дай резинку.

Ты откусишь половинку.

Гриша, Гриша, дай чернил.

Ты бы сбегал и купил.

Какой совет – закон дадим героям этой сценки? Какой закон дружбы выведем? (Не жадничай. Делись с друзьями.)

3. А следующий закон - дружбы вы выведете сами, прочитав стихотворение и ПОДЧЕРКНИТЕ в стихотворении закон- дружбы.

На школьном утреннике. Барто.

Какой закон выведем?

Умей радоваться успехам другого. Это очень трудно, но к этому надо стремиться.

Расскажите о случаях,когда вы радовались удачам своих друзей.

Продолжим работу над этим законом.

Ребята, мне хочется рассказать вам одну историю, которая произошла со мной.

Когда я была маленькая с нами по соседству жил мальчик. Звали его Вова. Вова рос крепким, сильным.

Хотелось ли вам иметь такого друга?

Мы все его боялись. Да и как не бояться такого? Мальчишек он бил. В нас, в девчонок он стрелял из рогатки. А взрослым корчил рожи.

Даже собаку и ту обижал. Он наступал ему на хвост.

А коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял.

Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился, хвастался. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчишки не захотели с ним играть. Оставили его одного. Он к нам девчонкам, побежал. Но и девчонки от него отвернулись.

Кинулся он тогда к Шарику. А тот от него на улицу убежал.

Хотел с котом Мурзеем поиграть а кот под шкаф забрался и недобрыми.злыми глазами смотрел на него. Сердился. Хотел с ежиком поиграть, а тот

Давно убежал жить в другой дом. Подошел Вова было к бабушке.

Обиженная бабушка даже глаз на него не подняла. Сидит бабушка в уголке, вяжет, да слезинки утирает.

Настало самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!

Почему Вова остался один одинешенек?

Какие законы дружбы Вова должен соблюдать, чтобы с ним все дружили?

Не драться.

Не грубить.

Не дразниться.

Не бояться просить прощения.

Уступай младшим, защищай друга.

Итак, мы с вами вывели некоторые законы дружбы: (слайд 6)

1. Помогай другу.

2. Не жадничай.

3. Радуйся успеху друга.

Соблюдая эти правила,я думаю вы никогда не потеряете друга. Берегите друзей от неверных поступков, приходите на помощь другу и тогда вы сами будете называться настоящим другом. Стать настоящим другом трудно, но к этому надо стремиться.

Встали все в круг, возьмитесь за руки: это руки друга,

Это плечо друга, на которое можно опереться,

Это наша дружба(руки Вверх)

Песня “Дружба крепкая не сломается”. (слайд 7)

Беседа «Нет друга – ищи, а найдёшь – береги».

Цель. Воспитывать уважение к своим товарищам; формирование умения аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств детей: умение дружить, беречь.

Ход

Ведущий. Сегодня мы поговорим о друзьях, о дружбе. Я уверена, что у каждого из вас есть хороший, верный друг или даже много друзей. Без друзей жить нельзя!

Расскажите о своем лучшем друге. Как его зовут? Сколько ему лет?

Какие качества характера привлекают вас в нем?

Много ли у вас друзей?

Вы назвали такие черты характера, как доброта, щедрость, ум, трудолюбие, смелость, отзывчивость. Это и вправду замечательные свойства человеческой души! Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос.

Лучший друг

Мой любимый друг хороший –

Это сверстник мой Алёша.

Бескорыстный, верный, честный.

С ним всегда мне интересно!

Он умеет друга слушать,

Я ему открою душу:

Обо всем ему скажу.

Все игрушки покажу.

Заводила, фантазер,

В играх ловок он и скор,

Понимает шутки, смех.

Друг Алёша – лучший всех!

О каких хороших качествах Алёши рассказывает его друг в этом стихотворении? Многие из вас знают веселую песенку о дружбе. В ней есть замечательные слова:

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки…

В самом деле, добрая открытая улыбка всегда привлекает сердца людей. Почему как вы думаете? Верно! Потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Слово «доброжелательность» состоит из двух (слов) частей – «добро» и «желать». Значит, доброжелательный человек – тот, кто желает вам добра. Вы тоже улыбнитесь ему в ответ. Ведь улыбка – начало дружбы. Чтобы иметь хороших верных друзей, нужно уметь дружить.

В чем заключается умение дружить? Прежде всего, в том, чтобы поступать с людьми так, как бы хотели, чтобы они поступали с вами. Если вы хотите, чтобы вам улыбались, - улыбайтесь сами, проявляйте внимание к людям, будьте добры и отзывчивы.

Вспомним остальные правила дружбы: не нужно ссориться по пустякам, злиться и завидовать. Нужно делиться с друзьями игрушками, книгами, помогать друзьям, если у них что-то не получается, не зазнаваться, не хвастаться и не лгать. Уметь дружить – значить уметь уступать, с благодарностью принимать помощь, советы и замечания друзей.

Народ сложил о дружбе мудрые пословицы и поговорки:

Друг – ценный клад, ему всякий рад.

Дружба дороже денег.

Дружба что стекло – разобьешь, не склеишь.

За друга держаться – ничего не бояться.

Какие вы знаете сказки, истории о дружбе?

Попробуйте объяснить смысл этих пословиц. Почему говорят: «Старый друг лучше новых двух?». Вряд ли найдется много ребят, готовых дружить с зазнайками, хвастунишками и лгунами.

Хвастливый Андрей

Однажды хвастался Андрей:

«Нет никого меня, храбрей!

Не боюсь опасных змей,

Ни лягушек, ни червей,

Не боюсь я тьмы ночной,

Справлюсь с бурною волной.

Не боюсь я приведений,

Не боюсь…» - это тени!

Хрустнул в темноте сучок,

И послышались шаги

По тропинке у реки.

Побледнел слегка Андрей,

Убежал домой скорей!

Чтобы дружно играть всем вместе, нужно выполнять определенные правила. Надо справедливо распределять игрушки, роли, уметь соблюдать правила игры, быть покладистым и сговорчивым.

Многие выдающиеся люди размышляли о друзьях и дружбе. Послушайте их высказывания.

Настоящая дружба правдива и отважна.

Брат может не быть другом, но друг - всегда брат.

Но, пожалуй, лучше всех сказал о дружбе Александр Сергеевич Пушкин:

Ни музы, ни труды, ни радости досуга,

Ничто не заменит единственного друга!

Я надеюсь, и в вашей жизни обязательно будет добрый и преданный друг. Ведь без друзей жить нельзя! Если вы хотите, чтобы у вас были добрые и верные друзья, никогда не жалуйтесь на ребят, не ябедничайте, научитесь сами разрешать конфликты, не привлекая взрослых.

Решение проблемных ситуаций.

    Твой друг употребляет плохие слова и выражения.

    Твой друг совершает плохой поступок и об этом узнают все, в том числе и ты.

    Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

4. Твой друг сделал что-то, а получаешь ты.

Все вместе создаем правила дружбы.

Случайные статьи

Вверх