Как оздоровить ребенка летом: советы специалиста. С чего начать оздоровление вашего малыша Способы оздоровления ребенка летом советы врача

На самом деле врождённые нарушения иммунитета (так называемые первичные иммунодефициты) встречаются крайне редко. И проявляются они не частыми ОРВИ, а очень тяжёлыми ОРВИ с опаснейшими бактериальными осложнениями, которые с трудом поддаются лечению. Врождённый иммунодефицит — состояние смертельно опасное, и оно не имеет никакого отношения к постоянному насморку.

Сопливый нос, красное горло — не беда. Бить тревогу нужно, только если после ОРВИ стабильно возникает бактериальная инфекция: осложнение на уши, бронхит... Но и инфекции, даже тяжёлые и осложнённые, необязательно связаны с иммунодефицитом. Частые болезни могут возникать из-за особенностей строения бронхов, например. С годами это выправляется. Могут быть очаги невыявленной инфекции — тонзиллит или банальный кариес, которые «стреляют» по всему организму.

Важно

Подумайте вместе с врачом, почему ваш ребёнок часто болеет.

Возможно, у него было внутриутробное инфицирование, например вирусом герпеса?

Может, у него увеличена вилочковая железа?

Не рано ли вы перевели малыша с грудного кормления на смесь?

Проверьте, возможно, ребёнок страдает дисбактериозом, авитаминозом, рахитом, глистной инвазией?

А может, он перенёс тяжёлое заболевание или сложную операцию?

Или иммунитет снизился в результате прививок на фоне неполного здоровья?

В зависимости от причины простуд вы вместе с врачом выработаете тактику оздоровления.

Простуды обязательно нужно лечить.

Да, но это не значит давать лекарства. Это значит создавать такие условия, чтобы организм ребёнка быстро и с минимальными потерями для здоровья справился с вирусом. «Лечить ОРВИ, — считает детский доктор, кандидат медицинских наук Евгений Комаровский, — значит обеспечить оптимальные параметры температуры и влажности воздуха, тепло одеть, не кормить, пока не попросит, активно поить. Солевые капли в нос и парацетамол при высокой температуре тела — вполне достаточный список лекарств. Любое активное лечение препятствует формированию иммунитета. Любой лекарственный препарат должен применяться лишь тогда, когда без него нельзя обойтись. Особенно это касается антибактериальной терапии, которая в большинстве случаев проводится без реальных на то оснований, — от страха, от боязни ответственности, от сомнений в диагнозе».

Дети болеют, потому что плохо едят. Простуженным детям необходимо усиленное питание, убеждены многие мамы и бабушки.

Голландские учёные провели исследование, согласно которому выяснилось, что воздержание от еды увеличивает выработку интерлейкина‑4 — вещества, необходимого для сопротивления инфекциям. А вот обильная еда лишь усугубляет болезненное состояние. Хорошо питаться, конечно, надо. Но во время болезни полезнее есть мало.

Горячий чай при ОРВИ лучше заменить прохладным витаминным морсом.

Горячее питьё приносит быстрое и значительное облегчение при насморке, чихании, боли в горле, ознобе.

Раз у ребёнка спала температура, прошёл насморк, его уже можно вести в школу или сад.

Улучшение состояния и нормализация температуры вовсе не свидетельствуют о том, что иммунитет восстановился. У нас часто ребёнок идёт в школу или сад буквально на следующий день после снижения температуры. В детском коллективе он наверняка встретится с новым вирусом — и начнётся новая болезнь.

Разорвать этот замкнутый круг можно, только если хотя бы ещё на неделю после болезни остаться дома. И в это время много гулять, хорошо спать и максимально ограничивать контакты с людьми, особенно в помещениях.

Часто болеющие дети обязательно должны завтракать. Утренний приём пищи увеличивает производство сильного противовирусного компонента - гамма-интерферона. Это вполовину сокращает риск заболеть.

Лучший способ укрепить иммунитет — пить кефир и простоквашу.

30% иммунных клеток действительно находятся в кишечнике. И уже научно объяснено и доказано влияние полезных бактерий, которые содержатся в кисломолочных продуктах, на работу иммунитета. Но не стоит забывать, что другие 30% иммунных клеток находятся в дыхательной системе, а ещё 30% — в коже. Это наши барьерные органы, через них мы взаимодействуем с внешним миром. Так что кисломолочные продукты и здоровый кишечник для иммунитета, безусловно, важны, но не только они.

В доме, где живут часто болеющие дети, должна быть стерильная чистота.

Эксперименты учёных показали, что животные, которые были выращены в стерильных условиях, оказались нежизнеспособными. Микроорганизмы, которые нас окружают, делают много полезной работы: развивают наш иммунитет, улучшают обмен веществ, способствуют пищеварению, конкурируют с вредоносными бактериями, внедряющимися извне. Поэтому делать влажную уборку в квартире, конечно, надо, но усердствовать с дезраствором не стоит.

Оздоровление часто болеющего ребенка в домашних условиях .

Здоровье, обучение и воспитание являются неотъемлемой частью единого процесса формирования полноценной личности ребенка и подростка. В последние годы, в связи с существенными изменениями в системе школьного образования, вызывает обоснованную тревогу состояние здоровья учащихся. По данным научных исследований 55% - 65% школьников страдают хроническими заболеваниями. При этом в структуре ее ведущее место занимают болезни органов дыхания, нервной системы и органов чувств, травмы и отравления, 50% всей детской заболеваемости определяет контингент часто и длительно болеющих детей. Из них наибольшая часто приходится на младший школьный возраст. При этом хроническим заболеваниям чаще подвержены девочки по сравнению с мальчиками.

Часто болеющие – это дети со сниженной сопротивляемостью организма по отношению к неблагоприятным факторам окружающей среды и высокой подверженностью респираторным заболеваниям. Такие дети болеют от 4 до 6 и более раз в год. Вероятность заболеть у них сравнительно одинаковая во все сезоны года (по отношению к редко болеющим, заболеваемость которых более высокая в осенне-зимний период), поэтому профилактические и оздоровительные мероприятия ля ЧБД должны проводиться круглогодично.

Часто болеющие школьники болеют не только чаще, но и тяжелее. Связано это с формированием особого статуса часто болеющего ребенка, прежде всего с наличием остаточных проявлений перенесенных ОРЗ, которые сохраняются от 3 до 6 недель после заболевания. Частые заболевания приводят к формированию хронической интоксикации, наиболее типичными проявлениями которой являются бледность кожи, синева вокруг глаз, желтушное окрашивание склер, увеличение лимфатических узлов, снижение гемоглобина крови. Дети могут жаловаться на плохой аппетит, периодические боли в животе, головные боли, повышенную утомляемость. Эмоциональный тонус их как правило понижен, к окружающим они апатичны, либо отличаются повышенной агрессивностью. Изменения, вызванные частыми заболеваниями, способствуют формированию отклонений в физическом развитии и возникновению различных нарушений в функции многих органов и систем , а также развитию хронических заболеваний.

Физическое развитие большинства часто болеющих детей дисгармоничное за счет дефицита массы тела. Эти дети имеют сниженную физическую подготовленность. В силу этого они испытывают значительное напряжение при выполнении общешкольной программы физического воспитания. Рассчитанной на здорового ребенка. Это определяет важность правильной организации физического воспитания ЧБД.

Длительная хроническая интоксикация организма ведет за собой развитие астено-невротических состояний, которые проявляются повышенной утомляемостью, раздражительностью, неврастенией, навязчивыми мыслями вплоть до ухода в болезнь, навязчивыми движениями: учащенное мигание, облизывание губ, наморщивание лба, покашливание и др. Эти особенности требуют бередного отношения окружающих к нервной системе часто болеющего ребенка.

Последствиями частых заболеваний у детей является формирование изменений со стороны сердечно-сосудистой системы в виде функциональных шумов в сердце , снижения артериального давления, учащения пульса, ухудшение показателей пров на физическую нагрузку.

Характерно особенность ЧБД является наличие у большинства из них аллергических заболеваний таких как респираторный аллергоз, аллергодерматозы, пищевая аллергия, отмечаются аллергические реакции ан медикаменты. На фоне аллергически измененной реактивности организма формируются хронические очаги инфекции в носоглотке (тонзиллит, аденоидит, гайморит), заболевания пищеварительной системы (холецистит, ДЖВП), мочевыводящей (пиелонефрит, цистит) систем, отмечаются патологические изменения микрофлоры кишечника, которые ведут к нарушению всасывания белка и повышенной его потере через кишечник. Недостаток белка ведет к усилению иммунной недостаточности. Возникает порочный круг частой заболеваемости.

Контингент часто болеющих детей формируется под влиянием комплекса медико-биологических и социально-гигиенических факторов. Способствуют формированию частых заболеваний у школьников неблагоприятные тенденции в образе жизни: малая физическая активность, нерациональное питание, сокращение продолжительности ночного сна и времени пребывания на открытом воздухе, использование общественного транспорта, отсутствие летнего отдыха за городом, пассивное отношение к сохранению своего здоровья. Большую роль играет заболеваемость родителей и других членов семьи, проживающих вместе с ребенком, а так же уровень из медицинской активности.

Особенности состояния здоровья часто болеющих школьников и факторы, их формирующие, определяют основные направления профилактической и медико-педагогической реабилитации этого контингента детей.

Р Е Ж И М Д Н Я.

Для того, чтобы ребенок рос здоровым, хорошо развивался, был спокойным, бодрым и жизнерадостным, нужно приучать его к определенному режиму. Особенно это важно для часто болеющих детей, так как среди них часто выявляются дети с преобладанием торможения и возбуждения в нервной деятельности.

Детям, часто болеющим ОРВИ, необходимо в течении дня выделить время для дневного отдыха. Для предупреждения заболевания необходимо больше бывать на свежем воздухе, одеваться по погоде, но ни в коем случае не перегреваться.

Правильный режим, предупреждая переутомление нервной системы, значительно повышает возможности организма, а также создает привычку делать все своевременно, так как имеет, кроме того, огромное воспитательное значение.

П И Т А Н И Е.

Не менее важным для часто болеющего ребенка является правильное, рациональное питание. Именно с пищей в организм поступают все необходимые вещества: белки, жиры, углеводы, а также минеральные соли и микроэлементы (фосфор, кальций, медь, железо, цинк и др.), активно участвующие во всех жизненно важных процессах, происходящих в органах и системах организма.

Диета часто болеющего ребенка должна быть разнообразной, высококалорийной, содержащей оптимальное количество всех основных ингредиентов. Большое значение имеет регулярное употребление свежих овощей и фруктов (салаты, соки и т.д.).

З А К А Л И В А Н И Е.

Лучшее средство профилактики частых заболеваний - это закаливание организма . Местное закаливание может дать немалый эффект при использовании следующих простых процедур.

Обмывание стоп. Эту процедуру лучше всего проводить ежедневно перед сном. Начальная температура воды 20 * (для ослабленных 25*). Продолжительность процедуры 15-30 секунд. Постепенно снижая температуру воды (на 1* через каждые 3-4 дня), со временем можно использовать воду из под крана . Привыкнув к обмыванию, можно увеличить его продолжительность до 1,5 - 2 мин., затем перейти к ножным ваннам.

Ножные ванны. Во время этой процедуры следует непрерывно переступать в воде с ноги на ногу. Применяются также местные контрастные ванны, при которых ноги попеременно погружают в воду температурой 37 и 20* (сначала в теплую- на 30 сек., затем в холодную - на 15 сек.). После 2-3 смен следует насухо вытереть ноги полотенцем. В дальнейшем температуру горячей воды можно постепенно повышать до 42*, а холодной - снижать до 15*.

Полоскание горла холодной водой - очень простая и эффективная процедура. которую надо выполнять утром во время умывания и вечером перед сном. Начинать полоскание нужно теплой водой (32*), понижая ее температуру каждую неделю на 1*.В дальнейшем можно будет полоскать горло холодной водой из под крана.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Ввиду того, что при частых острых заболеваниях у детей страдают органы дыхания (носоглотка, бронхи, легкие), закаливающие процедуры целесообразно сочетать с дыхательной гимнастикой. Она улучшает кровообращение, повышает обменные процессы, стимулирует функцию дыхания ребенка. Элементы дыхательной гимнастики рекомендуется включать в утреннюю зарядку .

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УПРАЖНЕНИЙ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

1. "Часики". Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить "тик-так". Повторить в среднем 10-12 раз.

2. "Трубач". Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, поднять вверх. Медленный выдох с громким произношением звука "п-ф-ф-ф-ф". Повторить 4-5 раз.

3. "Помаши крыльями, как петух". Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить "ку-ка-ре-ку". Повторить 5-6 раз.

4. "Каша кипит". Сидя на скамейке, одну руку положить на живот, другую на грудь. Выпятить живот и набрать воздуха в грудь - вдох, опустить грудь (выдыхая воздух) и втянуть живот - выдох. При выдохе громко произносить звук "ш-ш-ш-ш-ш". Повторить 4-5 раз.

5. "Паровоз". Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая "чух!чух!чух!". Повторить в течение 20-30 секунд.

6. "На турнике". Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой . Поднять палку вверх, подняться на носки - вдох, палку опустить назад на лопатки - длинный выдох с произношением звука "ф-ф-ф-ф-ф". Повторить 3-4 раза.

7. "Партизаны". Стоя, палку(ружье) в руках. Ходьба с высоким подниманием коленей. На 2-3 шага - вдох, на 6-8 шагов - выдох с произношением слов "ти-ш-ш-ше". Повторить в течение 1,5 мин.

8. "Насос". Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить "с-с-с-с! с-с-с-с!". Выпрямление - вдох, наклон в другую сторону и опять . Повторить 6-8 раз.

9. "Регулировщик". Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохов и произношением звука "р-р-р-р". Повторить 4-5 раз.

10. "Летят мячи". Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное "ух-х-х-х". Повторить 5-6 раз.

11. "Вырасти большой". Встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки - вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Произнести "у-х-х-х-х". Повторить 4-5 раз.

Ф И З И О Л Е Ч Е Н И Е.

В первую очередь это физические упражнения. Выполнять различные упражнения вы можете везде: дома, на прогулке, на детской площадке. Гуляя, вы вместе перешагиваете через камни, лужи или поваленное дерево. На детской или спортивной площадке малыш может ходить по бревну, подниматься по лесенке и спускаться с нее и т. д.

Когда ребенку исполнится два года, с ним можно заниматься утренней гимнастикой. Если вы будете выполнять упражнения вместе с малышом, занятия приобретут для него особую прелесть. Для маленьких детей утренняя гимнастика - средство, тонизирующее все органы и системы. Она помогает ребенку хорошо переносить дневную нагрузку. В утреннюю гимнастику можно включать такие упражнения:

  • ходьба по комнате в течение 1 минуты;
  • подтягивания с прогибами туловища - 3-4 раза;
  • приседания - 3-4 раза;
  • наклоны туловища влево и вправо - по 2-3 раза;
  • бег по комнате - 12-15 секунд;
  • спокойная ходьба в течение одной минуты. Обязательно нужно следить за осанкой ребенка. Двухлетний

ребенок с правильной осанкой голову держит прямо, плечи у него расположены на одном уровне и немного развернуты, грудь немного выдается вперед, живот подтянут, ноги в коленных суставах прямые. Для формирования правильной осанки у детей нужно выполнять упражнения на скамейке, горке, с мячом, обручем, палкой, веревкой.

Огромную пользу детям этого возраста приносят занятия на домашнем спортивном комплексе. Занятия эти необычайно увлекательны, развивают ловкость, сообразительность, укрепляют мышцы.

Условия для занятий физкультурой: хорошо проветренная комната, тихая, ритмичная музыка, отсутствие отвлекающих внимание ребенка предметов и звуков. В теплое время года занятия физкультурой лучше проводить на открытом воздухе. Одежда должна быть подобрана таким образом, чтобы ребенок мог легко двигаться не перегреваясь.

Очень полезной будет для двухлетнего (и даже полуторалетнего) ребенка езда на маленьком трехколесном велосипеде с педалями на переднем колесе. Во время нее укрепляются мышцы ног, тренируются сердечно-сосудистая и дыхательная системы, вырабатывается выносливость и координация движений.

Зимой очень полезны катания на санках. Ребенка нужно научить спускаться с небольших пологих горок. Это очень нравится детям. Причем, настолько, что если вы, устав, говорите: "Все! Хватит!", ребенок начинает таскать санки сам. Это упражнение также вырабатывает выносливость, укрепляет дыхательную и сердечно-сосудистую системы, а также формирует такую черту характера, как смелость.

Зимой во время активных игр за ребенком нужно внимательно следить. Если вы заметили, что малыш вспотел, сразу уводите его домой и переоденьте в сухую одежду. Иначе потный, разгоряченный ребенок начнет меньше двигаться и может переохладиться. А это чревато простудой. Поэтому, выходя зимой на улицу, спрогнозируйте - чем вы будете заниматься и где гулять. Зная это, вы можете одеть ребенка соответствующим образом.

Следующий метод оздоровления - закаливание. Закаливание воздухом проводится во время утренней и лечебной гимнастики, когда малыш занимается без верхней одежды или в одних трусиках. Можно использовать следующий прием: одну из комнат проветривают, чтобы температура в ней была 17-18 °С. Ребенок вбегает в нее и возвращается в теплую комнату, и так несколько раз. Полезно, чтобы малыш играл дома в одних колготках и рубашке. Разрешайте ему бегать по квартире босиком. Летом же (на даче или на море) пусть ваш ребенок не обувается или почти не пользуется обувью. Ходьба по траве или по земле является прекрасным средством закаливания и очень эффективным способом профилактики плоскостопия.

Очень хорошим методом закаливания являются водные процедуры. Вот что писал известный в прошлом врач В. Н. Жук о преимуществе крещения в холодной воде: "Как слабое, так и крепкое дитя, окрещенное зимою в воде прямо из колодца, развивается очень быстро и почти тотчас принимает особый, приятный, бодрый, крепкий вид... Быстрое погружение в холодную воду точно усиливает все процессы обмена. Кожа краснеет и приятна на вид: дитя выглядит полнее, румянее, округленнее, сосет крепче и с жадностью, скоро засыпает, после крещения не кричит, лежит спокойно и смотрит. Спустя четыре-шесть недель слабый ребенок неузнаваем".

Водными процедурами некоторые считают обычное купание. Но это лишь малюсенькая толика тех закаливающих водных процедур, которые авторы рекомендуют нам как "осторожное" закаливание детей. В таком закаливании есть серьезные недостатки. Во-первых, перепады температур в этом случае значительно меньше тех, с которыми ребенок встречается в повседневной жизни. И уже хотя бы только поэтому они не могут дать закаливающего эффекта. Даже когда ребенка перепеленывают, перепад температур составляет 10-12 °С, тогда как в руководствах рекомендуют снижать температуру воды при закаливании на 0,5-1 °С за 3-6 дней.

Во-вторых, закаливающее воздействие по этой системе кратковременно и несравнимо с продолжительностью влияния на организм комфортных условий. Как пишет Б. П. Никитин: "На закаливание отводят 5-6 минут, а на изнеживание - остальные 1434 минуты каждые сутки".

В начале второго года жизни к обычным водным процедурам можно добавить ванны для рук. Малыши обычно охотно играют в воде и с водой. Ребенку можно предложить пускать кораблики в тазу или искупать куклу. Первоначальная температура воды (28 °С), постепенно снижается до 20 °С. После процедуры ручки ребенка нужно вытереть насухо.

С полутора лет можно приступить к обливанию ног или ножным ваннам. Эти процедуры проводят после дневного или ночного сна. Исходная температура летом - 30-33 °С, зимой - 33-36 °С. Снижая ее на 2-3 °С в день, через 4-5 дней ее доводят до 20-22 °С. Продолжительность ванны от 1-й до 3-х мин. В этом же возрасте ребенок может принимать душ. Но это сильно возбуждающая процедура, и ее не стоит проводить детям с неустойчивой нервной системой. Таким малышам лучше продолжать влажные обтирания или обливания. Температура воды в душе и при обливании первоначально должна быть 35 °С летом и 36 °С - зимой. Постепенно ее снижают до 25 °С и 28 °С соответственно. Если ваш малыш хорошо переносит душ, можно использовать более сложную смену температур. Например, поставив ребенка под теплый душ, на 3-5 секунд снизить температуру воды до комнатной, а затем снова поднять ее. Постепенно разность температур увеличивают, а их смену доводят до 4-5 раз.

С двух лет ребенок может купаться в водоеме. Это наиболее сильное закаливающее средство. На малыша одновременно действует большая масса воды, солнце и воздух. Начинают купание с кратковременных погружений, затем продолжительность его увеличивают до 2-3-х минут. Рекомендуется, чтобы ребенок двух-трех лет купался не более одного раза в день при температуре воздуха 25-26 °С и температуре воды 25 °С.

Когда ребенок впервые встречается с большой массой воды, он может испугаться. В таком случае не заставляйте его заходить в воду. Лучше постарайтесь преодолеть его страх во время игры. Побегайте с ним по мокрому песку, поиграйте в "догонялки" с волнами, по собирайте камушки и ракушки, приносимые волнами. За это время малыш успокоится и привыкнет к обилию воды. Постепенно он начнет заходить в воду. Сначала по щиколотку, затем глубже.

Как и при других закаливающих процедурах, при первых же признаках переохлаждения купание прекращают и ребенка досуха вытирают махровым полотенцем и одевают.

Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Каждый третий ребенок имеет отклонения в физическом развитии. Сейчас положение еще больше ухудшилось: 50 – 80 % детей имеют различные заболевания. Причин тому множество: и экономических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них это не внимание взрослых к здоровью своего ребенка. Мы, конечно же, любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболевает. В повседневности же не используем весь арсенал средств и методов, исходя из условий жизни и детской деятельности.

Главной причиной большинства простудных заболеваний у детей является несоответствие одежды и обуви ребенка температурному режиму. Значит, необходимо всегда сопоставлять температуру воздуха и одежду ребенка, не допуская как перегревания, так и переохлаждения тела.

Очень важны для здоровья ребенка музыкальная терапия и терапия запаха, как компоненты в создании фона, той обстановки, где живет ребенок.

· Режим. Всегда был и остается основой полноценного физического развития детей. Не случайно замечено, что по понедельникам дети приходят в детский сад нервозные, трудные. Вероятно потому, что в выходные дни дети отходят от привычного режима и живут по расписанию взрослых; поздно встают, не гуляют, к ночи (из-за гостей) поздно укладываются спать. Дети от этого капризны, потому что нарушается устоявшийся стереотип детского организма.

· Утренняя гимнастика. Как хорошо, когда в семье существует традиция - ежедневно проводить утреннюю гимнастику.

· Прогулка. Физиологами и психологами научно доказано, что ребенок выполняет в день 6 – 13 тысяч движений. Причем замечено, что если ребенок совершает меньше 6 тысяч движений – ребенок испытывает дискомфорт. В условиях гиподинамии малыш хуже развивается, капризничает. Двигательный комфорт дошкольнику лучше всего обеспечивать на свежем воздухе. В ненастную погоду: ливень, снегопад, сильный мороз – дети, как правило, остаются дома. Тем самым дети лишаются кислорода, общения со сверстниками. В таком случае,

спортивный костюм, шапку), открыть балконную дверь и в течение 30 – 40 минут активно двигаться, играть. А на обычных прогулках практиковать походы, бег, как универсальные средства укрепления здоровья.

· Подвижные игры. Хорошо, когда родители и дети имеют свои любимые подвижные игры. Среди которых могут быть «лапта», «третий лишний», «классики». Ребенок обязательно будет играть, если увидит играющих, папу и маму, бабушку и дедушку.

· Пантомима. Немаловажную роль в обеспечении двигательной активности детей играет пантомима.

· Спортивные игры. Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте еще рано говорить, но различные виды игр с элементами спорта вполне доступны детям 5 -6 лет (и даже более раннего возраста). Дети, как пищу, должны с ранних лет иметь свой спортивный инвентарь. Это могут быть - санки, лыжи, коньки, резиновый круг, велосипед, ракетки для бадминтона или мячи, кегли, городки, шашки и шахматы. Таким образом, физическая культура – понятие емкое. И только в комплексе процедур, с учетом здоровья детей мы сумеем добиться положительных результатов в этом первостепенном вопросе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевании детей дошкольного и младшего школьного возраста. Каждый третий ребенок имеет отклонения в физическом развитии. Сейчас положение еще больше ухудшилось: 50 – 80 % детей имеют различные заболевания. Причин тому множество: и экономических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них это не внимание взрослых к здоровью своего ребенка. Мы, конечно же, любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболевает. В повседневности же не используем весь арсенал средств и методов, исходя из условий жизни и детской деятельности.

Главной причиной большинства простудных заболеваний у детей является несоответствие одежды и обуви ребенка температурному режиму. Значит, необходимо всегда сопоставлять температуру воздуха и одежду ребенка, не допуская как перегревания, так и переохлаждения тела.

Очень важны для здоровья ребенка музыкальная терапия и терапия запаха, как компоненты в создании фона, той обстановки, где живет ребенок.

  • Режим. Всегда был и остается основой полноценного физического развития детей. Не случайно замечено, что по понедельникам дети приходят в детский сад нервозные, трудные. Вероятно потому, что в выходные дни дети отходят от привычного режима и живут по расписанию взрослых; поздно встают, не гуляют, к ночи (из-за гостей) поздно укладываются спать. Дети от этого капризны, потому что нарушается устоявшийся стереотип детского организма.
  • Утренняя гимнастика. Как хорошо, когда в семье существует традиция - ежедневно проводить утреннюю гимнастику.
  • Прогулка. Физиологами и психологами научно доказано, что ребенок выполняет в день 6 – 13 тысяч движений. Причем замечено, что если ребенок совершает меньше 6 тысяч движений – ребенок испытывает дискомфорт. В условиях гиподинамии малыш хуже развивается, капризничает. Двигательный комфорт дошкольнику лучше всего обеспечивать на свежем воздухе. В ненастную погоду: ливень, снегопад, сильный мороз – дети, как правило, остаются дома. Тем самым дети лишаются кислорода, общения со сверстниками. В таком случае,

Спортивный костюм, шапку), открыть балконную дверь и в течение 30 – 40 минут активно двигаться, играть. А на обычных прогулках практиковать походы, бег, как универсальные средства укрепления здоровья.

  • Подвижные игры. Хорошо, когда родители и дети имеют свои любимые подвижные игры. Среди которых могут быть «лапта», «третий лишний», «классики». Ребенок обязательно будет играть, если увидит играющих, папу и маму, бабушку и дедушку.
  • Пантомима. Немаловажную роль в обеспечении двигательной активности детей играет пантомима.
  • Спортивные игры. Разумеется, о настоящем спорте в дошкольном возрасте еще рано говорить, но различные виды игр с элементами спорта вполне доступны детям 5 -6 лет (и даже более раннего возраста). Дети, как пищу, должны с ранних лет иметь свой спортивный инвентарь. Это могут быть - санки, лыжи, коньки, резиновый круг, велосипед, ракетки для бадминтона или мячи, кегли, городки, шашки и шахматы. Таким образом, физическая культура – понятие емкое. И только в комплексе процедур, с учетом здоровья детей мы сумеем добиться положительных результатов в этом первостепенном вопросе.

Здоровье детей сейчас подвержено не меньшим рискам, чем здоровье взрослых людей. В мире глобальных загрязнений молодые организмы окружают агрессивные факторы внешней среды. Вот почему так важно проводить комплексные меры по укреплению иммунной системы детей. Необходимы предварительные меры, направленные на закаливание и развитие внутренних систем. Если этого не делать, то риск подхватить опасное заболевание для здоровья ребенка существенно повысится.

Методы оздоровления детей

Одним из главных методов оздоровления детей считается занятие физическими упражнениями. Выполнять простые упражнения можно везде: и дома, и на прогулках, и на территории детской площадки. Во время длинных прогулок вы можете перешагивать с ребенком вместе через камни, различные лужи или поваленные деревья. На территории детской площадки малыш может передвигаться по бревну, лазить по лесенке.

С двухлетнего возраста он уже сможет заниматься специальной гимнастикой утром. Чтобы для малыша эти занятия стали чем-то особенным, следует проделывать упражнения вместе с ним. Гимнастика утром тонизирует все органы и системы организма. Упражнения помогают переносить все нагрузки, которые появляются днем.

Среди специальных упражнений утром для ребенка можно назвать такие, как ходьба по комнате в течение пяти минут, подтягивания по четыре раза, приседания по четыре раза, наклоны туловища по три раза, бег по комнате пятнадцать секунд, плавная ходьба в течение одной минуты.

Во время всех процедур следует смотреть за осанкой ребенка. Если осанка правильная, то ребенок держит голову прямо, плечи при этом расположены по прямой линии, грудь впереди, живот подтянутый, ноги в коленях прямые. Чтобы формировалась правильная осанка, следует делать упражнения на скамейках, горках, с мячом, обручами, палками, веревками.

Большую пользу маленьким детям приносят регулярные занятия на спортивном комплексе. Эти упражнения очень увлекательные, они способствуют развитию ловкости, сообразительности, укреплению мышц. При этом малышу следует заниматься при хороших условиях. Это проветренная комната, звуки ритмичной музыки, отсутствие отвлекающих факторов. Когда на улице царит теплая погода, то занятия должны проводиться на свежем воздухе . Одежда подбирается так, чтобы ребенок легко двигался без перегревов.

Езда на небольшом трехколесном велосипеде также хорошо влияет на процессы оздоровления малышей. Во время таких процедур мышцы ног укрепляются, сердечно-сосудистая система становится более натренированной, появляется выносливость, улучшается работа вестибулярного аппарата.

Зимой станут полезными катания на санках . Необходимо обучить ребенка катанию сначала на небольших горках. Детям такое времяпрепровождение очень нравится. Причем родители утомляются гораздо быстрее. Здесь также вырабатывается выносливость, укрепляется дыхательная и сердечно-сосудистая системы, даже появляется смелость.

Зимой наступает пора активных игр , в ходе которых за детьми необходимо внимательно следить. Если маленький ребенок потеет, то нужно сразу уводить его домой и переодевать в сухую одежду. В противном случае произойдет переохлаждение. Выходя зимой на улицу, желательно спрогнозировать, чем заниматься и как совершать прогулку. Зная данную информацию, легко понять, как ребенок должен быть одет.

Следующий результативный способ оздоровления малыша – это закаливание . Закаливание с помощью воздуха осуществляется во время утренних упражнений. В это время ребенок занимается без верхней одежды или только в трусах. Следует проветрить одну из комнат до температуры восемнадцать градусов. Ребенок начинает забегать в эту комнату, затем выбегать в теплую. Так следует повторять несколько раз. Очень полезно малышу играть в одних колготках. Пусть он бегает по квартире босиком. В летнее время года ему не следует обуваться. Ходьба по траве и по земле прекрасно закаливает и способствует профилактике плоскостопия.

Еще одним прекрасным методом для закаливания считаются водные процедуры . И слабый, и сильный ребенок развивается очень быстро при холодных купаниях, он становится активным и бодрым. Резкое погружение в прохладную воду способствует усилению обменных процессов. Кожа становится приятной на вид, лицо выглядит более румяным, округлым, грудничок начинает жадно сосать, после этого не кричит, лежит спокойно. По истечении шести недель прежнего слабого малыша можно не узнать.

Обычное купание не считается полноценной водной процедурой. У такого процесса закаливания есть существенные недостатки. Перепады температуры значительно меньше, по этой причине они не дают должного эффекта. Закаливание таким способом кратковременно и не способствует противопоставлению комфортным условиям. Процедуры закаливания обязаны быть систематическими и продолжительными.

Как только наступает второй год жизни, к стандартным водным процедурам можно добавлять ванны для рук . Дети очень охотно играют в воде, пускают в ней кораблики, купают кукол. Сначала нужно установить температуру воды, равную 28 градусам, затем понижать её до 20 градусов. По окончании процедуры руки ребенка следует вытереть насухо.

В возрасте полтора года можно начать обливание ног и принятие ножных ванн. Такие процедуры проводятся после дневного или ночного сна. Начальная температура летом должна ровняться 33 градусам, зимой 36 градусам. Снижать её нужно по 3 градуса в день. Через 4 дня её приводят к 20 градусам. Продолжительность подобных ванн составляет 3 минуты. Также, уже пора принимать душ . Тем не менее, душ сильно возбуждает, поэтому его не стоит употреблять детям с некрепкой психикой. Такие малыши могут продолжать обтирания и обливания. Вода в душе сначала должна ровняться 35 градусам в летнее время года, 36 градусам – в зимнее. Поэтапно её доводят до 25 градусов и 28 градусов. Если душ ребенком переносится хорошо, то можно использовать и более высокие перепады температур.

Случайные статьи

Вверх