Прокладывание кромки по краям бортов. Прокладывание кромки по краям бортов Соединение подбортов с изделием

Материал содержит поурочный план урока учителя, целевой учебный план самостоятельной деятельности учащихся, информационные блоки, тесты тематического контроля. Блочно- модульная технология позволяет учащимся самостоятельно (или с частичной помощью учителя) изучать теоретический материал, выполнять практические, лабораторные работы. Контролировать степень усвоения материала с помощью тестов самоконтроля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БЛОК – МОДУЛЬ

Материаловедение

5 КЛАСС

М-1

Лабораторная работа:

Определение направления долевой нити в ткани.

М–2 ОТДЕЛКА ТКАНЕЙ. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЫ ТКАНИ.

Триединая дидактическая цель:

Ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон,

дать понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве, строении ткани,

ознакомить с видами отделки ткани.

Познакомить с профессиями прядильного и ткацкого производства.

Развивать общеучебные навыки работы с учебником, целевым учебным планом, блоком самостоятельной познавательной деятельности, контрольными тестами.

Развивать аналитическое мышление, умения описывать, характеризовать, сравнивать материалы, внимательность, память.

Прививать аккуратность при выполнении и оформлении лабораторно-практической работы.

Воспитывать культуру труда и взаимоотношений.

В результате работы над учебными элементами учащиеся должны:

Знать:

Классификацию волокон используемых для производства текстильных материалов,

Процесс получения пряжи, ткани,

Строение ткани, свойства нитей основы и утка,

Способы отделки тканей, признаки определения лицевой стороны ткани, приёмы определения лицевой стороны ткани.

Уметь:

Определять ширину ткани, способ отделки ткани,

Находить лицевую сторону ткани,

Находить направление долевой нити в ткани,

Оформлять лабораторную работу, делать выводы,

Работать по целевому учебному плану.

М-1 КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ВОЛОКОН.

ПОНЯТИЕ О ПРЯДЕНИИ, ТКАЧЕСТВЕ, ТКАНИ.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ И ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Учебник “Трудовое обучение для девочек” 4 кл.
  2. Коллекция “Текстильные волокна”
  3. Образцы тканей полотняного переплетения.
  4. Детский ткацкий станок.
  5. Образец оформления лабораторной работы
  6. Лоскутки тканей (с кромкой и без)
  7. Целевой учебный план деятельности учащихся.

На доске девиз: “Пряла и ткала – весь дом одевала”

УЭ-0

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии

Подготовка дежурными рабочих мест (наглядные пособия, учебники, лоскутки ткани)

Проверка готовности учащихся к работе на уроке (рабочая тетрадь, ручка, клей)

УЭ-1

Цель: обозначить тему и цели урока

3. В результате работы ученики должны

Знать: процесс получения пряжи, нитей, ткани; классификацию текстильных

Волокон; ткацкие переплетения, приёмы определения направления долевой нити

В ткани, национальные особенности ткачества Белоруссии.

Уметь: работать с учебником, сопоставлять и обобщать свойства материалов,

Делать выводы, находить направление долевой нити в образце ткани.

Учиться пользоваться книгой, целевым учебным планом, осуществлять самоконтроль.

4. Учащиеся записывают тему и девиз урока в рабочую тетрадь.

УЭ-2

Цель: актуализировать знания учащихся по изучаемой теме.

2. фронтальная беседа.

3. Слово учителя. Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

Вспомните, где в жизни, литературе или кино вы встречались с такими понятиями, как ткачество, прядение? Попробуйте описать словами эти процессы.

4. Ученики отвечают на вопросы учителя, дополняют друг друга.

УЭ-3

Цель: восприятие, осмысление первоначальных знаний о текстильных волокнах.

2. учебник, лоскуток ткани

3. Возьмите лоскуток ткани и рассмотрите его, из чего он состоит? Ответ: из нитей. От лоскутка ткани отделите несколько нитей. Если раскрутить эти нити видно, что они состоят из отдельных частичек – волокон. Они бывают разной длины, формы, толщины (демонстрируется коллекция волокон). Первоначально они представляют собой волокнистую массу.

Сырьём для получения всех тканей служат волокна. Ещё в глубокой древности человек научился соединять отдельные коротенькие и тонкие волокна в длинные нити – пряжу и делать из неё ткани. Чтобы изготовить пряжу, люди использовали волокна, которые могли получить в тех природных условиях, которые их окружали. Сначала это были волокна дикорастущих растений, потом шерсть животных, а затем волокна культурных растений – льна и конопли. С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник, дающий очень хорошие и прочные волокна. В дальнейшем ткани стали изготавливать из самых разнообразных волокон.

Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер. Волокна, из которых изготавливают пряжу, нитки, ткани, называются текстильными .

Работа с учебником. Рассмотрите схему стр. 24 учебника. С древних времён и до конца XIXв. единственным сырьём для производства пряжи и ткани служили натуральные волокна. Это волокна, которые давала природа. Некоторые из них вы хорошо знаете? Какие волокна получают из растений? Ответ: хлопок, лен. Кроме этого из растений получают волокна крапивы (сказка о диких гусях), джут, кенаф, пенька, кендырь, из них делают циновки, канаты, мешковину. А какие животные дают волокна? Ответ: козы, овцы, верблюды, лама. А шёлковое волокно выделяет гусеница при образовании кокона (демонстрирую наглядное пособие). Очень интересное волокно – асбест, ткань из него не горит в огне. Был такой случай. Когда Пётр I посетил уральского заводчика Демидова, тот угостил его хорошим обедом. Стол был застелен чудесной белоснежной скатертью. После того, как Демидов пролил на скатерть соус, гость отругал его за неловкость, жаль было скатерти. Хозяин приказал слугам убрать приборы, скомкал скатерть и бросил её в огонь, чем заслужил ещё больший гнев царя. Тогда Демидов достал скатерть кочергой, расстелил её на столе. Она была целой, такой же белоснежной без пятна, т.к. соус сгорел. Пётр остался доволен приёмом, так как сам любил подобные шутки. Каково же происхождение асбеста? Ответ: минеральное.

Вторая группа волокон, которые научился вырабатывать человек тем или иным способом, называются как? Ответ: химические волокна. Какими они бывают? Ответ: искусственные и синтетические. Например, на заводе искусственного волокна им. Куйбышева выпускают искусственное вискозное волокно, на объединении “Химволокно” выпускают синтетические волокна – лавсан, мелан, полиэфирное. Кроме этого всем известны синтетические волокна – капрон, нитрон, акрил.

4. Учащиеся активно участвуют в беседе, отвечают на вопросы, записывают основные понятия и схему в рабочую тетрадь, изучают коллекцию волокон.

УЭ-4

Цель: восприятие, осмысление первоначальных знаний о процессе прядение.

3. Слово учителя. Полученное тем или иным способом волокно, используют для получения пряжи. Пряжа – это нить, полученная при скручивании отдельных волокон. Прядение – это процесс получения равномерной по толщине пряжи. На протяжении многих сотен лет пряжу получали вручную, вытягивая пальцами из массы волокон тонкую пасму и скручивая её (демонстрирую на ватке) Попробуйте сами проделать эту операцию из пучка ваты. Как видите это нелёгкая работа. В народе говорили: “Бабий счёт времени по пряже” или “Пряла и ткала, весь дом одевала” Пока мать была на работе, за прялкой сидела малолетняя дочка. Теперь на фабриках работают современные станки. Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.

Основные операции процесса прядения: р ыхление и трепание волокна – при этом происходит рыхление спрессованной массы волокон на отдельные клочки и частичное удаление примесей; ч есание производится для окончательного удаления примесей и разъединения клочков на отдельные волокна. Тонкий прочёсанный слой волокон, проходящий через воронку, преобразуется в ленту . Выравнивание – соединение нескольких лент в одну для выравнивания её по толщине; и вытягивание ленты - лента постепенно утоняется, а волокна всё более упорядочиваются. Предпрядение – в процессе, которого из ленты путём вытягивания и крутки образуется ровница. Собственно прядение

УЭ-5

Цель: восприятие, осмысление первоначальных знаний о строении ткани, процессе ткачество.

2. рассказ учителя, тренировочное упражнение.

3. Слово учителя. Как показывают археологические находки, производство тканей возникло в глубокой древности. При раскопках древнегреческих пирамид, построенных за 5 тыс. лет до н.э, археологи нашли в гробницах кусочки льняных тканей. Ткань – это материал, который получают на ткацких станках путём переплетения нитей пряжи основы и утка между собой.

Принцип получения ткани рассмотрим на детском ткацком станке. Вначале натягивают первые – основные нити . Нити основы должны быть прочными, длинными. Затем их переплетают нитками, намотанными на челнок, которые называются уточными или уток. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие, т.к. должны огибать нити основы и заполнять пространство между ними. Чтобы получился ровный боковой край у ткани, нити основы по краям ткани располагаются чаще, образуя кромку. Кромка предохраняет края ткани от осыпания и растяжения. На ткацком станке можно получить разнообразные переплетения. Наиболее простое и распространённое – полотняное переплетение. Полотняное переплетение представляет собой рисунок в виде «шахматки», т.е. нити утка переплетаются через одну с нитями основы.

Тканые изделия вырабатываются в виде полотен (ткани) или штучных изделий (платки, скатерти, полотенца)

4. Учащиеся слушают объяснения, выполняют тренировочное упражнение, записывают основные понятия в тетрадь.

УЭ-6

Цель: обеспечить применение знаний, формирование практических умений

2. вводный инструктаж к лабораторной работе.

3. Слово учителя. Чтобы изделие, пошитое из ткани, имело качественный внешний вид, очень важно знать направление нитей основы в ткани. Как правило, нить основы ткани в готовом изделии направлена сверху вниз. Т.е. вдоль ткани, фигуры человека, поэтому её иногда называют долевой нитью. Существует несколько способов определения направления нитей основы в ткани (долевой нити):

По кромке (если есть). Из процесса ткачества мы знаем, что нити основы по краям ткани располагаются более плотно, образуя кромку, значит, нити основы в образце ткани будут направлены параллельно кромке.

По растяжению . Нити основы при ткачестве сильно натянуты на станке, следовательно, они не имеют возможность растяжения, а вот поперечные (уточные), нити огибают нити основы, значит, их можно растянуть в линию.

По звуку . Так как нити основы в ткани натянуты сильно (как на барабане), то и звук при хлопке в данном направлении резче, звонче, чем в уточном направлении.

Объяснения сопровождаются демонстрацией.

Сообщаются порядок выполнения лабораторной работы, знакомлю с правилами оформления работы, демонстрирую образец оформления.

УЭ-7

Цель: формирование целостной системы знаний о строении ткани.

2. лабораторно-практическая работа «определение направления нити основы в ткани»

3. Текущий инструктаж – целевые обходы

– контроль правильных приёмов работы

Предупреждение неверных выводов.

4. Учащиеся изучают инструкцию по выполнению лабораторной работы, осуществляют действия в соответствии с последовательностью работы, делают выводы, оформляют работу.

УЭ-8

Цель: анализ и оценка итогов урока.

2. рефлексия

3. учитель анализирует урок, даёт необходимые замечания, комментирует часто встречающиеся ошибки, пути их исправления, ориентация на домашнее задание,

Учащимся задаются вопросы: при выполнении практической работы, кто помогал другим? Что вызвало наибольшую трудность? объявляю оценки за урок.

4. учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы, записывают домашнее задание.

Целевой учебный план деятельности ученика на уроке.

М-1 КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ ВОЛОКОН. ПОНЯТИЕ О ПРЯДЕНИИ, ТКАЧЕСТВЕ, ТКАНИ.

Лабораторная работа: определение направления долевой нити в ткани.

УЭ

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С УКАЗАНИЕМ ЗАДАНИЙ

РУКОВОДСТВО ПО УСВОЕНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

УЭ-О

УЭ-1

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

УЭ-6

ИДЦ:

знать: классификацию волокон; процесс получения пряжи, ниток, ткани; строение ткани, признаки определения нити основы в ткани.

уметь: определять происхождение волокон, определять направление нити основы в куске ткани.

Цель : понять сущность классификации волокон.

1. Рассмотрите схему стр. 24 учебника. Ответьте на вопросы:

- какие волокна получают от растений?

Какие животные дают волокна?

Каково происхождение волокна асбест?

Какими бывают химические волокна?

Цель : познакомиться с процессом прядения.

  1. прочитайте текст информационного блока «Прядение»
  2. ответьте на вопросы:

Что называется пряжей?

Какая цель процесса прядение?

Какие промежуточные продукты получаются в процессе прядения?

  1. запишите в тетрадь основные определения

Цель : познакомиться с процессом ткачества.

  1. выслушайте объяснения учителя.
  2. ответьте на вопросы:

Какие операции предшествуют непосредственно ткачеству?

Для чего выполняют операцию шлихтование?

Как образуется ткацкий зев?

С помощью, какой детали прокладывается уточная нить?

Что образуется по боковым сторонам ткани?

Как образуется полотняное переплетение?

Дайте определение ткани.

Цель : изучить строение ткани.

  1. выслушайте объяснение учителя.
  2. прочитайте текст информационного блока «Ткачество»
  3. ответьте на вопросы:

Как называются нити идущие вдоль ткани?

Как называются нити идущие поперёк ткани?

Что называется шириной ткани?

Каково назначение кромки в ткани?

Почему нити основы должны быть прочными?

От чего зависит прочность нитей?

Какими свойствами обладают нити утка?

4. запишите в рабочую тетрадь 4 признака определения нитей основы в ткани.

Цель : научиться определять направление нити основы в ткани.

  1. выслушайте рекомендации учителя по выполнению лабораторной работы.
  2. выполните действия, описанные в лабораторной работе: «Определение нити основы в ткани»
  3. оформите лабораторную работу
  4. проверьте правильность выполнения работы
  5. сделайте вывод по результатам выполненной лабораторной работы.

Цель : подведение итогов урока, его оценка.

  1. обратите внимание на записанную в начале урока цель
  2. сравните полученные знания с заданной целью
  3. заполните таблицу оценок, если вы набрали

До 27 баллов оценка – 9, до 24 баллов оценка – 8,

До 21 балла оценка 7, до 18 баллов оценка 6,

До 15 баллов требуется дополнительное занятие,

Выставьте оценку за урок.

  1. сделайте общую оценку урока: справились ли с заданиями? остались ли неясные вопросы по изученной теме? Нужны ли дополнительные занятия по теме?
  2. уборка рабочих мест

Запишите тему и девиз урока в рабочую тетрадь

Внимательно прочитайте цели урока.

Зарисуйте схему классификации волокон в рабочую тетрадь.

Выслушайте рассказ учителя, ответьте на поставленные вопросы устно. Работа с информационным блоком.

Внимательно выслушайте объяснения учителя. Работа с информационным блоком. Основные понятия выделены шрифтом.

Внимательно слушайте объяснения учителя. Задавайте вопросы по непонятым моментам.

Ответьте на вопросы письменно.

* проверь себя, выполнив задание теста

Работа в парах. Самоконтроль. Взаимоконтроль.

Будьте объективны при самооценке.

Сводная таблица оценок

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОЛОКНАХ

Волокнами называются гибкие, тонкие и прочные тела, у кото рых длина во много раз превосходит их поперечные размеры.

Текстильными называются волокна, которые используются для изготовления пряжи, ниток, тканей, нетканых материалов и др.

Одиночные волокна, которые без разрушения не делятся на бо лее мелкие, называются элементарными (хлопок, шерсть). Волокна, которые состоят из элементарных волокон, склеенных между собой пектиновыми веществами, называются техниче скими (лен, пенька, джут и др.).

Волокна, длина которых составляет десятки и сотни метров, называются нитями (нити натурального шелка, искусственные и синтетические нити). Элементарная нить - это одно длинное волокно (мо новолокно). Комплексные нити (филаментные) состоят из нескольких продольно расположенных элементарных нитей, соеди ненных между собой.

Группировка, т. е. классификация волокон , производится в за висимости от их происхождения, получения и химического состава.

Все волокна делятся на две большие группы: натуральные (природные) и химические. Натуральными называются волокна, которые имеются в природе, химическими - волокна, получаемые в заводских условиях.

К натуральным волокнам относятся растительные (целлюлоз ные) - хлопок, лен, пенька, джут и др.; к животным (белковым) - шерсть, натуральный шелк; к минеральным - асбест.

Химические волокна делятся на искусственные и синтетиче ские. Искусственные волокна могут быть получены из сырья ра стительного, животного и минерального происхождения, поэтому они так же, как и натуральные, делятся на целлюлозные - вискоз ное, ацетатное, триацетатное, медно-аммиачное и др.; белковые - казеиновое; минеральные - стеклянное и металлическое.

Синтетическими называются волокна, при получении которых производится синтез (соединение) молекул сравнительно простых веществ. К синтетическим волокнам относятся капрон, лавсан, ни трон, хлорин, винол, полиэтилен, полипропилен и др.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Прядение.

Веретено, при помощи ко торого осуществляют прядение,- одно из древнейших орудий человеческой культуры. Учеными-археологами был найден рисунок на камне, высеченный в древнем государстве Вавилоне около 5000 лет назад. На этом рисунке изображена прядиль щица, в руке у которой веретено с навитой на него пряжей. Проходили тысячелетия, а прядение производилось вручную, веретена сохранились почти до XVIII в.

При Петре I распространи лось использование самопрялки. Это значительно облегчило труд прядильщиц, повысило производительность труда и по зволило увеличить производство тканей, спрос на которые непрерывно возрастал.

Приспособления для прядения:

прасница (а,б), веретено (в), калаурот (г).

Технический переворот в процесс прядения волокон внесло изобретение прядильных машин. В 1765 г. англичанин Джемс Харгривс, ткач и плотник по профессии, изобрел первую пря дильную машину, которая пряла сразу восемь нитей, а впослед ствии 16 и даже 24 нити. Производственные этапы изготовления ткани: волокно – прядение - нити (пряжа) – ткачество – суровая ткань – отделка – готовая ткань .

Пряжей называются нити, образованные из волокон ограниченной длины, соединяемые в процессе прядения посредством скручивания. Совокупность операций, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа, называется прядением.

Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.

Основные операции процесса прядения:

Р ыхление волокна – при этом происходит рыхление спрессованной массы волокон на отдельные клочки и частичное удаление примесей;

Трепание обеспечивает дальнейшее разрыхление и очистку волокон, в результате получается рыхлая волокнистая масса – холст;

Ч есание производится для окончательного удаления примесей и разъединения клочков на отдельные волокна.

Тонкий прочёсанный слой волокон, проходящий через воронку, преобразуется в ленту, лента неравномерна по толщине.

В ыравнивание и вытягивание ленты – соединение нескольких лент в одну для выравнивания её по толщине; лента постепенно утоняется, а волокна всё более параллелизуются.

П редпрядение – в процессе, которого из ленты путём вытягивания и крутки образуется ровница.

Собственно прядение включает окончательное вытягивание ровницы, скручивание её в пряжу и намотку пряжи.

Подготовка пряжи к ткацкому производству включает следующие операции:

Перемотка пряжи с мотков на бобины для устранения дефектов пряжи и увеличения длины нити.

Сновка – это перемотка пряжи с большого количества бобин на один сновальный валик (ткацкий навой) параллельно друг другу с одинаковым натяжением.

Шлихтование , т.е. проклейка основы, - это пропитка основы определённым составом клеящего вещества (крахмал, мука) с целью повышения прочности, эластичности и гладкости нитей основы.

Подготовка утка - перемотка пряжи с мотков, бобин на специальные деревянные уточные шпули.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Ткачество.

Изготовление ткани на ткацком станке начинается с натягивания нитей основы.

Проборка основы – заправка основы в детали ткацкого станка (ремиз, бердо). Для образования простейшего переплетения одна ремизка поднимается, а вторая опускается, образуя пространство – ткацкий зев. Челнок с уточной шпулей под ударом пролетает в зев и прокладывает уточную нить. С помощью берда уточная нить прибивается к опушке ткани. Полученная ткань наматывается на торговый вал.

Ткань, снятая с ткацкого станка, называется суровой . Она имеет грязновато – серый или желтоватый цвет и шероховатую поверхность, поэтому требует дальнейшей отделки.

Тканые изделия вырабатываются в виде полотен (ткани) или штучных изделий (платки, скатерти, полотенца).

На ткацком станке можно получить разнообразные переплетения. Наиболее простое и распространённое – полотняное переплетение. Полотняное переплетение представляет собой «шахматку», т.е. нити утка переплетаются через одну с нитями основы.

Строение ткани.

Ткань – это текстильное изделие, образованное переплетением взаимно перпендикулярных систем нитей.

Нити, идущие вдоль ткани, называются основной системой, или основой . Основа постоянно находится в натянутом состоянии, поэтому нити должны быть прочными, длинными. Прочность нитей зависит от качества и крутки пряжи. Нити основы – гладкие, тонкие и ровные.

Нити, идущие поперёк ткани, называется уточной системой, или утком . Для уточных нитей прочность не имеет такого большого значения, они, наоборот мягкие, гибкие, пушистые, т.к. должны огибать нити основы и заполнять пространство между ними.

Чтобы получился ровный боковой край у ткани, нити основы по краям ткани располагаются чаще, образуя кромку. Кромка предохраняет края ткани от осыпания и растяжения. Расстояние между двумя кромками показывает ширину ткани .

Признаки определения нити основы в ткани.

Поскольку нити основы сильно крученые и натянутые, то при попытке резко растянуть ткань в долевом направлении и хлопке они не растягиваются и издают звонкий звук . При тех же действиях в поперечном направлении (по нити утка) ткань тянется хорошо, а звук будет глухой. Наглядно это можно увидеть на рисунке.

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ НИТИ ОСНОВЫ В ТКАНИ

Материально-техническое обеспечение : лоскутки тканей с кромкой и без, ножницы, клей ПВА, правила охраны труда при работе с ножницами, образец оформления лабораторной работы.

Порядок выполнения работы:

  1. зарисуйте в тетради таблицу

Название нитей в ткани

Признаки

Аправления

нитей

по кромке

Образец ткани

Признаки

направления

нитей по

Растяжению

Признаки

направления

нитей по

звуку

Образец ткани

Долевая (основа)

Вдоль

Кромки

Незначительное

Звонкий

Резкий

Поперечная (уток)

Поперёк

кромки

большое

Глухой

тихий

  1. из предложенных образцов тканей выберите образец ткани с кромкой.
  2. определите в образце ткани направление нити основы
  3. приклейте образец ткани, соблюдая направление нити основы со стрелкой (образец приклеивается только по одной верхней стороне)
  4. выберите из предложенных лоскутков, образец ткани без кромки
  5. определите в образце ткани направление нити основы по растяжению (для этого проверьте растяжимость ткани в двух направлениях)
  6. приклейте образец ткани в последней колонке таблицы, соблюдая направление нити основы со стрелкой (образец приклеивается только по одной верхней стороне)
  7. отделите от лоскутков ткани нити в двух направлениях, сравните их по внешнему виду, приклейте нити в первой колонке под соответствующей системой.
  8. сделайте вывод , ответив на вопросы:

В каких случаях можно использовать те или иные конкретные способы

Определения нитей основы?

Почему в лабораторной работе были использованы именно эти два способа определения направления нитей основы в тканях.

Почему ткани в поперечном направлении имеют большую растяжимость?

Почему звук при хлопке в долевом направлении более звонкий и громкий?

Опишите признаки нитей основы и утка: ровноту, тонину, крутку, прочность.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ : вырезанные детали сохранили прямоугольную форму, стороны деталей ровные, образцы приклеены ровно, отсутствуют следы клея на тканях и листе, правильность выполнения задания.

ТЕСТ «Текстильные волокна. Прядение»

А) волокно – нити - ткань;

Б) нити – волокно - ткань;

В) нити – пряжа - ткань.

А) швейными;

Б) текстильными;

В) прядильными.

  1. Укажите волокна животного происхождения:

А) лён и шерсть;

Б) шёлк и асбест;

В) шерсть и шёлк.

А) асбест;

Б) вискоза;

В) ацетат.

  1. К волокнам растительного происхождения относят:

А) шерсть и шёлк;

Б) шёлк и асбест;

В) хлопок и лён.

  1. Шёлк относится к волокнам…

А) натуральным растительного происхождения;

Б) натуральным животного происхождения;

В) искусственным животного происхождения.

  1. В Белоруссии вырабатывают волокна…

А) лавсан и лён;

Б) капрон и хлопок;

В) натуральный шёлк и лён.

  1. Вискозное волокно – это волокно …

А) натурального происхождения;

Б) искусственное происхождение;

В) синтетическое происхождение.

  1. Первая машина для прядения называлась…

А) «веретено»;

Б) «помощница»;

В) «калауротка».

ТЕСТ «Ткачество. Строение ткани»

  1. Ткачество считалось ремеслом исключительно…

А) городским;

Б) сельским;

В) женским.

А) поперёк ткани;

Б) под углом;

В) вдоль ткани.

  1. Нити утка в ткани …

А) длиной ткани;

Б) шириной ткани;

В) толщиной ткани.

А) сминаемости;

Б) направлению;

В) растяжимости.

  1. В полотняном переплетении нити основы и утка переплетаются…

А) через две;

Б) через одну;

В) через три.

  1. Назначение кромки в ткани…
  1. Старинный ткацкий станок называется….

А) «кросны»;

Б) «прядильник»;

В) «стан».

  1. Челнок – это приспособление для прокладывания …

А) нити утка;

Б) нити основы;

В) нитей кромки.

ТЕСТ «Прядение. Ткачество. Строение ткани»

  1. Определите последовательность получения ткани:

А) волокно – нити - ткань;

Б) нити – волокно - ткань;

В) нити – пряжа - ткань.

  1. Волокна, из которых изготавливают пряжу, нитки, ткани, называют…

А) швейными;

Б) текстильными;

В) прядильными.

  1. Волокно, имеющее минеральное происхождение…

А) асбест;

Б) вискоза;

В) ацетат.

  1. Определите последовательность получения пряжи…

А) волокно – лента – ровница – пряжа;

Б) волокно – ровница – пряжа – лента;

В) волокно – ровница – лента – пряжа.

  1. Основными в ткани называются нити идущие …

А) поперёк ткани;

Б) под углом;

В) вдоль ткани.

  1. Нити утка в ткани …

А) более ровные, гладкие, пушистые;

Б) более мягкие, гибкие, пушистые;

В) более тонкие, крученые, ровные.

  1. Кромка в ткани образуется в результате…

А) частого расположения нитей основы по краям;

Б) частого расположения нитей утка по краям;

В) обработки краёв ткани специальным клеевым раствором.

  1. Расстояние от кромки до кромки называется…

А) длиной ткани;

Б) шириной ткани;

В) толщиной ткани.

  1. Долевая нить в ткани определяется по…

А) сминаемости;

Б) направлению;

В) растяжимости.

  1. Назначение кромки в ткани…

А) предохраняет ткань от растяжения, осыпания;

Б) придаёт красивый внешний вид;

В) для предохранения ткани от осыпания и измерения длины.


Для закрепления формы моделей пиджаков и пальто, созданной вытачками и влажно-тепловой обработкой, а также для предохранения краев борта и низа изделия от растяжения, возникающего во время носки, прокладывают кромку. Ее располагают в верхней части от уровня перегиба лацкана вдоль среза горловины, лацкана, борта и по низу изделия длиной 300 мм от угла борта, а в изделиях из хлопчатобумажных тканей - не менее 150-200 мм. В изделиях с застежкой до лацкана для обеспечения прилегания полочки к фигуре и предохранения перегиба лацкана от растяжения в процессе носки под лацканом параллельно перегибу прокладывают кромку. В изделиях с застежкой доверху кромку за перегибом лацкана не прокладывают

Кромки могут быть клеевые и неклеевые. В качестве неклеевой применяется кромка льняная, полульняная или полоска из хлопчатобумажной ткани шириной 10-20 мм. Перед прокладыванием кромки срез бортовой прокладки подрезают в зависимости от вида кромки, конструкции изделия (с отрезными или цельнокроеными подбортами) и способов обтачивания борта.

При применении клеевой кромки ее прокладывают в бортах и лацканах за срезы бортовой прокладки на 5-6 мм. Край неклеевой кромки перекрывает срез бортовой прокладки на 2- 3 мм. В изделиях с дублированными полочками бортовую прокладку не подрезают и кромку не прокладывают.

Борта обтачивают по кромке, рядом с кромкой или отступив от кромки на ширину канта в зависимости от вида застежки и последующей обработки края борта.

С учетом изложенного по-разному производятся расчеты для подрезания среза бортовой прокладки по горловине, лацкану, борту и низу.

При прокладывании неклеевой кромки применяют различные способы ниточного крепления. В изделиях из тонких тканей борта обтачивают по кромке, а внутренний край ее закрепляют на спецмашине потайного стежка.

При обтачивании бортов около кромки закрепляют оба ее края: на спецмашине потайного стежка или комбинированным способом - внешний край подшивают подшивочными ручными стежками, а внутренний на спецмашине потайного стежка.

Перед прокладыванием кромки ее декатируют. Кромку приметывают строчкой посередине на спецмашине или ручными прямыми стежками длиной 15-20 мм с закреплением посадки петлеобразными стежками. На правой полочке кромку приметывают сверху вниз, а на левой - снизу вверх. При прокладывании кромки в изделиях с застежкой до лацкана край борта условно делят на семь участков, а в изделиях с застежкой доверху- на шесть.

На 1-м участке (по срезу горловины от перегиба лацкана до начала уступа) кромку прокладывают с натяжением для предохранения линии горловины от растяжения.

На 2-м участке (по срезу уступа лацкана с одной и другой стороны на равном расстоянии от угла лацкана) кромку располагают с одинаковым натяжением для сохранения формы лацкана, полученной во время подрезки с посадкой 1 мм на 100 мм длины.

На 3-м участке (по срезу лацкана) на кромку посаживают основную ткань, причем к середине участка посадку увеличивают, а к концу сводят на нет. Величина посадки зависит от формы выпуклости груди, от формы лацкана и вида ткани. Определяют величину посадки, перегибая край борта по линии полузаноса.

На 4-м участке (от конца 3-го длиной 30-40 мм над первой петлей по краю борта) кромку прокладывают без натяжения, чтобы обеспечить свободный перегиб лацкана.

На 5-м участке (между петлями) кромку приметывают с посадкой основной ткани между каждой парой петель.

На 6-м участке (по срезу борта) кромку прокладывают, посаживая полочку на 2-3 мм.

На 7-м участке (по низу изделия) кромку прокладывают, посаживая полочку на 2-3 мм. Все эти приемы необходимо усвоить учащимся. В дальнейшем при получении ими навыков в работе и после проведения правильной влажно-тепловой обработки полочек кромка может быть проложена с равномерным натяжением или с посадкой на участках, зависящих от конструкции.

Затем проверяют правильность приметывания кромки. Для этого полочку располагают на столе бортом к работающему. Край борта перегибают в сторону полочки по линии полузаноса. От нижнего конца линии перегиба лацкана до низа полочки срез борта должен быть параллелен линии полузаноса, а части среза низа на уровне его перегиба должны совпадать. Затем проверяют посадку на кромку в верхней части борта (область груди). Для этого под выпуклость груди полочки подводят ладонь левой руки, срез лацкана должен равномерно огибать выпуклость груди. По степени огибания и по расположению среза лацкана судят о правильности расположения кромки на соответствующих участках.

Кромку прокладывают, отступив от линии перегиба лацкана в сторону полочки на 5-10 мм. Верхний конец кромки выпускают на 20-30 мм за линию горловины и оставляют свободным до окончательной обработки горловины. Нижний конец кромки не должен доходить до первой петли на 30-40 мм. Кромку приметывают с посадкой полочки на 4-5 мм, увеличивая ее к центру и постепенно сводя на нет к концам участка. На левой полочке кромку за перегибом лацкана прокладывают по тем же правилам, но снизу вверх. Кромку за перегибом лацкана можно прокладывать без приметывания одной строчкой посередине на спецмашине потайного стежка.

Перед подшиванием кромки необходимо проверить борта по длине. Для этого правую и левую полочки складывают бортовой прокладкой внутрь. Проверку выполняют на весу, придерживая полочки у концов линии полузаноса. Правая полочка должна быть длиннее левой на 5-7 мм. Закрепление краев кромки производится, как описано выше. Затем кромку по борту приутюживают. Изделие располагают на столе срезом борта к работающему, бортовой прокладкой вверх. Вначале через влажный проутюжильник пропаривают срез борта, затем выправляют в распаренном состоянии лацканы, борта и низ изделия. Проутюживание выполняют до полного просушивания и закрепления требуемой формы.

Перед прокладыванием клеевой кромки срез бортовой прокладки подрезают: по горловине на 12-15 мм, лацкану 10- 11 мм, борту 12-13 мм, низу изделия на 5 мм выше линии подгиба низа.

Клеевую кромку прокладывают в соответствии с требованиями, относящимися к прокладыванию неклеевой кромки. При прокладывании кромки с односторонним клеевым покрытием ее располагают, совмещая середину со срезом бортовой прокладки. Целесообразнее выполнять соединение кромки с изделием на прессе, для чего предварительно кромку закрепляют с помощью утюга в течение 10 с на каждом участке, а затем пропаривают и прессуют. При отсутствии пресса кромку закрепляют с помощью утюга сначала без увлажнения, а затем с пропариванием в течение 30-40 с (время, необходимое для прочного прикрепления кромки).

В изделиях с цельнокроеными подбортами кромку прокладывают согласно требованиям, указанным при прокладывании кромки в изделиях с отрезными подбортами. Кромку закрепляют, не доходя на 1 мм до линии перегиба цельнокроеного подборта. Для уплотнения края и создания дополнительной толщины срез бортовой прокладки рекомендуется перепускать за линию края борта в сторону подборта на 10 мм. Прокладывание клеевой кромки производится с натяжением.

С разрезным ворсом:

· 20 м − при ширине до 100 см;

· 10 м − при ширине более 100 см.

Условная длина куска ткани чисто шерстяной и полушерстяной принимается равной 30 м в соответствии с ГОСТ 358-82.

Для тканей шелковых и полушелковых условная длина куска определяется в соответствии с ГОСТ 187-85. Для тканей первой и второй групп:

· 40 м − при ширине до 100 см включительно;

· 35 м − при ширине 101-130 см;

· 30 м − при ширине свыше 130 см.

Для тканей третьей и четвертой групп:

· 25 м − при ширине до 130 см включительно;

· 20 м − при ширине свыше 130 см.

В процессе отделки ткани происходит изменение размеров ткани. В результате этого изменяется число нитей на единицу длины и ширины ткани.

Плотность суровой ткани (нит/дм):

.

Уработка нитей основы и утка. Уработка нитей может быть взята из ГОСТа на ткань, по данным предприятия, где вырабатывается эта ткань, по данным расчета при проектировании ткани или определена по образцу ткани.

Уработка основы ажурной, махровой и ворсовой тканей определяется следующим образом: если аов = 300 %, то для выработки 1 м ткани необходима длина ажурной или ворсовой нити основы – 3 м, если аов = 500 %, то 5 м.

Для тканей сложного строения, в формировании которых участвуют несколько систем основных и уточных нитей, при определении заправочной ширины ткани Вб пользуются средней уработкой (%):

,

где ау1, ау2, ..., аух – уработка по утку соответственно первой, второй, ..., х-й системы.


Ширина заправки ткани по берду (см.):

Если в строении ткани участвует несколько систем основных нитей различных по виду используемого сырья и линейной плотности, а также имеющих разную уработку, то следует определять длину основы каждой системы нитей, необходимую для выработки одного куска суровой ткани.

При этом длину нитей основы ажурной, ворсовой и махровой тканей определяют по формуле (м):

где аов – уработка ворсовой основы, %.

3. Расчет числа нитей в основе

3. 1. Характеристика кромок

Вид кромок зависит от типа ткацкого станка (табл. 2) и ее ширина с обеих сторон ткани должна быть одинаковой. На челночных станках плотность кромочных нитей в 1,5–2 раза больше, чем плотность ткани по основе фона, а ширина кромок тканей, вырабатываемых на станках типа АТ, берется равной 0,5–1,5 % от ширины суровой ткани.

Кромки тканей на станке типа СТБ (закладные кромки) образуются кромкообразующими приборами, которые заводят концы обрезанных уточных нитей в последующий зев, за счет этого плотность ткани по утку в кромках увеличивается в 2 раза по сравнению с плотностью ткани по утку фона. Это вызывает ее упрочнение. Плотность кромки по основе не увеличивается, а в некоторых случаях уменьшается по сравнению с плотностью фона. Ширина кромки определяется конструкцией кромкообразующего прибора и может быть равной 2,6 − 3,5 см, т. е. от 1,3 до 1,75 см с каждой стороны.

Формирование кромки на станках типа АТПР может осуществляться двумя способами:

· при помощи брошюровочной нити;

· при помощи кромкообразующего прибора (по типу СТБ – закладная кромка).

Таблица 2

Характеристика кромок

кромки

Типы

станков

Ширина

кромки по берду, Вкб, см

Длина бахромы

кромок,

l к , мм

Плотность ткани в кромках, нит/дм

Классическая

челночные

(0,5 ¸ 1,5 %)× Вс

То = Ткр: Рк = (1,5 ¸ 2)× Ро

То < Ткр: Рк = Ро

Закладная

СТБ, АТПР

2,6 ¸ 3,5 на обе кромки

Рк = (0,5 ¸ 1,0)× Ро

Брошюровочная

Рк = (1,5 ¸ 2,0)× Ро

Перевивочная

П, П–ZВ8, ПН

15 + (10 ¸ 30) на обрезаемую часть

То = Ткр: Рк = (1,5 ¸ 2)× Ро

То < Ткр: Рк = Ро

Брошюровочный способ не обеспечивает прочного закрепления края ткани, поэтому плотность кромочных нитей в 1,5−2 больше плотности основы в фоне. Ширина кромок составляет 1− 1,5 см. Образующаяся бахрома из уточных нитей длиной, равной 0,3−1 см с каждой стороны ограничивает возможность использования данных тканей.

На станках типа АТПР кромочные нити не отличаются от нитей фона по линейной плотности и по виду сырья. В этом случае кромочные нити считают нитями фона. Если кромка ткани отличается по виду пряжи от нитей фона, то кромочные нити в фон не переводятся и в дальнейших расчетах учитываются отдельно.

3. 2. Число нитей основы для челночных ткацких станков

Если Роф = Рк, то:

где nkp – число крученых кромочных нитей или нитей другого, по сравнению с фоновыми, волокнистого состава; n – отношение количества кромочных нитей, пробираемых в зуб берда к числу фоновых нитей, пробираемых в зуб берда.

3. 3. Число нитей основы для ткацких станков типа СТБ и АТПР

Ширина кромки в суровой ткани:

При выполнении дальнейших расчетов следует учитывать, что кромка состоит как из нитей с линейной плотностью равной линейной плотности нитям фона, так и крученых, поэтому:

где n¢к – число кромочных нитей, у которых Т¢кр = Тф; nкр – число крученых кромочных нитей.

Количество кромочных нитей в каждой кромке должно быть кратным числу кромочных нитей, пробираемых в зуб берда и раппорту переплетения кромки по основе. Число зубьев берда для кромки должно быть четным.

Число нитей фона:

Число нитей фона должно быть кратным числу нитей, пробираемых в зуб берда для фона и раппорту переплетения фона.

Общее число нитей основы:

no = nф + nк. (16)

Для тканей из нитей основы разного вида (цвета, линейной плотности, крутки и т. д.) необходимо определить число нитей каждого вида. Для этого по раппорту цветного или иного узора определяется число нитей в цветном раппорте по основе:

где Rцоi – число нитей i - го цвета или вида.

Число раппортов по ширине ткани:

Общее число нитей основы для всех цветов или видов определяется как сумма:

nо = nо1+nо2+...+nоi.

Кромочные нити суммируются с нитями того вида или цвета, который выбран для кромок. Если в строении ткани участвуют несколько систем основных нитей, то по соотношению между ними определяется число основных нитей каждой системы.

При выработке на станках типа СТБ тканей с цветным узором особое внимание следует уделить раппорту цвета по основе с рациональным использованием ширины заправки ткани по берду. Нужно так рассчитывать Rцо, чтобы он укладывался целое число раз в максимальной ширине заправки ткани по берду.

4. Расчет снования

После определения числа нитей основы необходимо выбрать способ снования и произвести расчет.

Для партионного способа снования рассчитывается число нитей на сновальном валике исходя из объема выбранного шпулярника сновальной машины. Сначала определяется возможное число валиков (шт.):

При получении дробного числа нити распределяют по валикам.

Для ленточного способа снования рассчитывается число нитей в ленте и число лент (шт.):

где nл – число лент, за которое принимается ближайшее большее число.

При многоцветной основе в каждой ленте должно быть целое число повторений раппортов цвета или вида нитей.

В тканях сложного строения, для которых требуется несколько систем основных нитей, навиваемых на отдельные навои, расчет снования производится отдельно для каждой основы.

В техническом расчете ткани должен быть приведен заправочный рисунок переплетения ткани, который содержит:

1) рисунок переплетения с указанием раппорта по основе Ro и по утку Ry для фона и кромок;

2) проборку основных нитей в бердо;

3) проборку нитей основы в ремиз, число ремизок для фона и кромок;

4) картон;

5) схематичное изображение продольного и поперечного разрезов ткани.

Пример заправочного рисунка приведен на рис. 1.

Общий раппорт переплетения по утку на заправочном рисунке должен быть наименьшим кратным раппорта по утку фона Rуф и кромок Rкр. Если ткань будет вырабатываться на ткацком станке с эксцентриковым зевообразовательным механизмом, приводятся профили эксцентриков, необходимых для выработки ткани.

6. Расчет заполнения ткани волокнистым материалом

Заполнение ткани волокнистым материалом характеризует отношение площади, занятой пряжей, ко всей площади ткани. Различают линейное и поверхностное заполнение.

Линейное заполнение суровой ткани по основе и утку %:

Где (do, у:мм).

Поверхностное заполнение ткани волокнистым материалом (%):

.

Таблица 3

Плотность (d) и коэффициент (С) для нитей и пряжи различных видов

Пряжа и нити

Плотность d , мг / мм2

Коэффициент С

хлопчатобумажная

из вискозного штапельного волокна

шерстяная камвольная

шерстяная аппаратная

шелковая

вискозные

ацетатные

капроновые

лавсановые

нитроновые

Шелк-сырец

Стеклонити

7. Расчет берда

Бердо служит для регулирования размещения нитей основы по ширине ткани, создания необходимой плотности ткани по основе и для прибоя нитей утка к опушке ткани.

Для расчета берда задаются числом нитей, пробираемых в зуб берда в фоне (zф) и кромках (zк), причем число нитей, пробираемых в зуб берда, должно быть кратным общему числу нитей основы.

При одинаковом числе нитей, пробираемых в зуб берда в фоне и кромке (zф = zк= z) число зубъев берда:

.

Номер берда можно определить также из плотности ткани по основе с учетом уработки утка:

.

Если полученный номер берда не соответствует ГОСТу, то принимается ближайшее его значение по ГОСТу (табл. 4).

Таблица 4

Наиболее часто применяемые берда

Ткань

Номер берда, Nб

Хлопчатобумажная

Шерстяная из аппаратной пряжи

22−66 с интервалом 1 (22, 23,

Шерстяная из камвольной пряжи

48−130 с интервалом 2 (48, 50,

20 − 65 кратные 2,5

65 − 160 кратные 5

Шелковая

50−260 с интервалом 5 (70, 75,

Обрывность основных нитей при выработке ткани на ткацком станке зависит от многих факторов, одним из которых является возможность прохождения узла нитей основы между зубьями берда.

Если взять в руки лупу и внимательно рассмотреть ткань, видно, как нити переплетены между собой. У некоторых тканей (марли) это можно увидеть и без лупы. Для изготовления нитей используют пряжу. Её получают из волокон. Ещё в глубокой древности человек умел соединять отдельные тонкие, короткие ворсинки в длинные нити. Сначала это были волокна дикорастущих растений - конопли и крапивы, потом - шерсть животных, а затем - волокна культурных растений - льна и хлопка.

Волокно - тонкая непряденая нить. Оно бывает разной длины, формы и толщины. Волокна, из которых изготавливают пряжу, нитки, ткани, называют текстильными (рис. 30).

Рис. 30. Классификация текстильных волокон

Помните, в сказке Пушкина: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» На чём же они пряли? На протяжении многих сотен лет люди изготавливали пряжу вручную: вытягивали пальцами из массы волокон тонкую ленточку и скручивали её. Потом пряжу стали получать с помощью ручных веретён (рис. 31).

Рис. 31. Веретёна

Эта работа трудная и медленная. Облегчить труд помогло появление первой простой машины-прялки - «калаўроткi» (рис. 32).

Рис. 32. Машина-прялка «калаўротка»

Пряжа - нить, состоящая из текстильных волокон, соединённых скручиванием. Её изготавливают на прядильной фабрике из очищенных и рассортированных волокон. Процесс образования пряжи (непрерывной нити) из отдельных коротких волокон называется прядением. Он осуществляется на прядильных машинах. Работают на этих машинах прядильщицы. Они проверяют качество пряжи, ликвидирует её обрывы, выполняют работы по уходу за оборудованием. Из пряжи изготавливают ткани, швейные нитки, нити для вышивки, вязания на спицах и крючком.

Процесс производства ткани из пряжи называется ткачеством. Ранее ткачество считалось исключительно женским занятием. Умение ткать было обязательным. Не зря основную часть приданого девушки составляли тканые изделия: одежда, постельные принадлежности, рушники, скатерти. Искусство ткачества передавалось от матери к дочери. Уже к 14-15 годам девушки владели основными приёмами изготовления ткани. В домашних условиях ткань получали на ткацком станке - «кроснах» (рис. 33).

Рис. 33. Ткацкий станок «кросны»

В наше время ткани изготавливают промышленным способом на ткацких фабриках, оборудованных современными станками. Станки обслуживают ткачи, которые проверяют качество нитей, ликвидируют их обрывы, контролируют плотность ткани, следят за работой механизмов станка. Ткань - текстильный материал, полученный на ткацком станке путём переплетения двух взаимно перпендикулярных систем нитей (рис. 34).

Рис. 34. Строение ткани

Систему нитей, идущих вдоль ткани, называют основой. Систему нитей, расположенных поперёк ткани, - утком. Соответственно нити называют основными, или основой, а идущие поперёк - уточными, или утком. Переплетение нитей в ткани является одним из основных показателей строения ткани. Нити основы и утка последовательно пересекаются друг с другом в определённом порядке, образуя различные ткацкие переплетения.

Ткацкое переплетение - это взаимное переплетение нитей основы и утка. Существуют различные виды переплетений. От вида переплетения зависят внешний вид ткани и её свойства. Самое простое и наиболее распространённое в ткацком производстве - полотняное переплетение (рис. 35). В нём нити пересекаются через одну: нить утка проходит поочерёдно то над нитью основы, то под ней. Таким образом, получается одинаковый ткацкий рисунок с обеих сторон ткани.

Рис. 35. Полотняное переплетение

Вдоль ткани, по её краям, нити основы расположены чаще. Они образуют более плотное переплетение нитей основы и утка. Это кромка, благодаря которой ткань не осыпается. Кромка - продольная узкая полоса по краю ткани, образующаяся при ткачестве. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани (рис. 36).

Рис. 36. Строение ткани

Полотняное переплетение применяют для выработки хлопчатобумажных и льняных тканей. Оно придаёт ткани наибольшую прочность. Как правило, ткани полотняного переплетения имеют незначительную толщину, гладкую поверхность, на срезах мало осыпаются. В нашей республике их вырабатывают на Оршанском льнокомбинате и Барановичском производственном хлопчатобумажном объединении.

Основные термины и понятия

    Волокно, основная и уточная нити, полотняное переплетение, кромка, ширина ткани

Вопросы и задания

  1. Какие бывают текстильные волокна по своему происхождению?
  2. Что такое пряжа?
  3. По каким признакам определяют нить основы и нить утка в ткани?
  4. Что называется ткацким переплетением?
  5. Как чередуются нити в полотняном переплетении?
  6. Как вы думаете, для чего служит кромка?
  7. Узнайте, есть ли в вашем городе, области, районе прядильные и ткацкие фабрики. Есть ли среди ваших родных и знакомых прядильщица?

Лабораторная работа 2. Определение в ткани направления нитей основы и утка

Оборудование: образцы тканей (с кромкой, без кромки), иголка, ножницы, лупа, клей.

Порядок выполнения работы

  • Возьмите образец ткани с кромкой и вспомните, как направлены нити основы и утка. Какая из них идёт вдоль кромки, а какая - поперёк?
  • Растяните образец по направлению нитей основы и утка. Определите степень растяжения ткани. В каком направлении (долевом или поперечном) ткань растягивается больше, а в каком - меньше?
  • Резко растяните образец ткани (с хлопком). Определите, в каком направлении звук будет звонким, а в каком - глухим.
  • Рассмотрите образец ткани в лупу и определите направление нитей основы и утка по их виду (толщине и гладкости). Вытяните по одной нити основы и утка и проверьте правильность ваших наблюдений.
  • Возьмите образец ткани без кромки и по изученным признакам определите направление нитей основы и утка.
  • Оформите выполненную работу в виде таблицы.

  • Приклейте изученный образец ткани в тетрадь и укажите стрелками направления нитей основы и утка.
  • Все нетрикотажные полотна тканевых материалов имеют стандартную структуру плетения - по основе и по утку. Что это означает? Представьте себе длинную дорожку материала в рулоне. Те нити, которые проложены по её длине, называются нитями основы. А те, которые идут поперёк, - это нити утка (ударение на А). В зависимости от направления нитей строится крой деталей при пошиве швейных изделий, учитываются особенности посадки и соединения. Это те основные фундаментальные моменты, без соблюдения которых пошить качественное изделие просто невозможно.

    На что указывает продольный край - кромка ткани?

    На самом деле, предназначение данной окантовки вызывает интерес у начинающих швей. Итак, продольный ткани указывает нам на направление Кромка не расползается, она закреплена специальным текстильным способом и предотвращает от распадания нитей и волокон вдоль рулона. Если перед вами лежит отрезок ткани, и вы не знаете, как определить его долевую нить, - просто выкладывайте лекала вдоль кромки, строго параллельно ей!

    Другой, более профессиональный метод определения долевой нити - это попытка растянуть ткань. Все нетрикотажные полотна слегка потягиваются против долевой и абсолютно неэластичны по ней. То есть если перед вами отрезок материала с удалённой кромкой, то вам необходимо попробовать её растянуть. Именно там, где она тянется, будет нить утка, а там, где она статична, - долевая нить. Учтите, что по косой ткань тянется более всего, но тогда будет заметна некоторая деформация.

    Предназначение

    Для чего нужен продольный ткани? Возможно, мало кто из читателей задумывался когда-либо, с какой целью на однообразном плетении ткани именно кромка отличается особым видом плетения и ярко отличается от основной фактуры. Как уже было сказано, кромка ткани предотвращает рулон от осыпания по краям. Это первая и ведущая функция кромки.

    Второй, не менее важный момент - определение долевой. Приведём пример нарушения баланса долевого кроя.

    Начинающая швея покроила рукав против долевой нити. Всё шло по плану, выкройка была построена с точностью, соединение выполнила без нарушений, очень старалась. Но на примерке рукав оказался тесным. Руку невозможно было поднять, в области предплечья тянуло и сжимало, а в области подмышки всё собралось в морщины. Юная мастерица впала в отчаянье, и была права - спасти рукав уже было невозможно. Всё из-за того, что по долевой ткань вообще не тянется, а ученица сделала ширину рукава по долевой и тем самым перетянула предплечья клиента.

    Важность при раскрое

    Безусловно, продольный край-кромка ткани определяет раскладку лекал и расход ткани. Иногда кажется, что материала ушло бы намного меньше, разложи его в хаотичном направлении или поперёк кромки. Но, как мы писали выше, такие отхождения от правил заведомо обречены на провал.

    Каждая начинающая швея с первых уроков знает, что продольный край (кромка ткани - название по терминологии швейных дисциплин) является чётким и безапелляционным ориентиром направления кроя и характеристикой, по которой ведётся расчёт расхода материала на изделие.

    Случайные статьи

    Вверх