Развитие с пеленок. Раннее развитие — воспитание интеллекта с пеленок

Когда друзья спрашивают меня, что подарить молодой маме и новорожденному, я обычно советую приобрести качественный фитбол, малышовый спорткомплекс или абонемент в детский бассейн. Удивительный выбор для , правда?

Однако мне кажется, что костюмчики и игрушки отслужат свое через несколько месяцев, а спортивными подарками здоровый, крепкий, активный и ловкий малыш будет пользоваться несколько лет.

Так сложилось, что в нашей семье уже несколько лет центром детской стал спорткомплекс для малышей. Старшему сыну пять лет, но место его "прописки" все равно не меняется! В два года он осваивал кольца и рукоход, учился кувыркаться и ходить по наклонной поверхности. Сегодня сын качает пресс на горке, подтягивается на турнике и боксирует подвесную грушу. А недавно родившийся малыш учится переворачиваться на мягких матах, подтягивается и садится, ухватившись за удобные тонкие перекладины лесенки, ползает по наклонной горке. И я вижу, как же здорово, что спорткомплексом можно пользоваться с самого рождения. Когда в доме создана интересная среда для физического развития, малыш с небольшой помощью родителей сам начинает осваивать различные виды движений, учится пользоваться кольцами и турником, прыгает и кувыркается.

0-3 месяца, все только начинается!

У вас на руках новорожденный — поздравляем! Вы можете сделать очень много для его здоровья: физические упражнения, массаж, плавание, больше ласки и нежности для хорошего настроения. Большую часть времени ребенок проводит во сне, периоды бодрствования непродолжительные, от 10 минут до часа. Но уже в эти промежутки вы успеете позаниматься с малышом, доставить ему и себе несколько приятных мгновений. Познакомьтесь поближе с родным человечком, постепенно разденьте, устройте воздушную ванну. Погладьте мягкими движениями ручки и ножки, помассируйте от центра к периферии стопки и ладошки. Малышу понравится звук вашего голоса и тепло маминых рук. Со временем он станет бодрствовать подольше, вы сможете выполнить целый комплекс упражнений. В первые месяцы жизни уделите особое внимание упражнениям на рефлексы.

Нам только кажется, что младенец слаб и беспомощен. Природа наделила его рядом врожденных умений — рефлексов, помогающих выжить и приспособиться к изменяющейся окружающей среде. Некоторые рефлексы, такие как глотательный, останутся с ним на всю жизнь, другие пробудут всего несколько месяцев. Тем не менее, эти рефлексы очень важны: по наличию и степени выраженности рефлекса можно судить о здоровье и развитии ребенка. Зная основные безусловные рефлексы новорожденного, вы не только сделаете зарядку более разнообразной, но и укрепите малыша.

Рефлекс Робинзона: новорожденный ребенок удерживает при хватании вес свободно висящего собственного тела. Вкладывайте указательные пальцы в ладошки малыша и постепенно приподнимайте его. Чувствуйте предел его возможностей, пусть остальные ваши пальцы страхуют маленького! Как только почувствуете, что хват слабеет, возьмите на себя вес тела и мягко опустите малыша. Не позволяйте детке "упасть"!

Когда вы научитесь определять усталость, предвосхищая разжимание ладоней, замените ваши пальцы на подходящую по диаметру палочку, выполняйте упражнение над мягкой поверхностью. Со временем переходите к перекладине малышового спорткомплекса, продолжайте страховать маленького гимнаста и не удивляйтесь, многие детки могут висеть довольно долго!

Рефлекс автоматической походки: при легком наклоне тела вперед и упоре стоп новорожденный делает шаговые движения. Поддерживайте малыша под мышки, упритесь его стопами о поверхность кровати или стола, наклоните корпус вперед. Дождавшись первого шага, перемещайте тело вслед за слегка путаным переступанием маленьких ножек. Когда малыш устанет, он просто присядет — значит, подошло время прекратить занятие. Топайте по разным поверхностям: гладкий и прохладный мат, шершавая мочалка, пушистое банное полотенце, резиновый коврик с пупырышками.

Рефлекс ползания Бауэра: при надавливании на подошвенную поверхность ног новорожденного, уложенного на живот, ребенок рефлекторно выполняет движение ползания. Положите малыша на живот, подставьте ладони под пяточки — он оттолкнется и продвинется вперед. Таким образом ребенок может проползти несколько метров. Когда маленький начнет фокусировать взгляд на предметах, привлекайте его внимание яркой игрушкой.

Ползать по ровной поверхности достаточно трудно, ведь малышок даже не умеет держать голову. Вы можете помочь его перемещениям, используя горку спорткомплекса. Установите горку на самую нижнюю ступеньку лестницы, в месте приземления разместите мат. Положите малыша на живот на горку лицом в сторону нижней части. Перед малышом на мат можете положить яркую музыкальную игрушку. Наклон получится небольшой, но ребеночек потихоньку начнет сползать вниз. Прибавит чуть-чуть усилий и сползет еще быстрее. Устанавливая горку под небольшим углом, вы добиваетесь плавного ползанья, а не "соскальзывания" вниз.

Нужно постоянно следить, чтобы ребенку было легко двигаться, чтобы ничто ему не мешало, например, сковывающая одежда, иначе младенец потеряет вкус к этому занятию. Лучше всего класть малыша на горку совсем голенького, если температура в комнате позволяет, или в хлопчатобумажной футболке. Кладите маленького сначала близко к краю горки, постепенно увеличивая расстояние, которое он проползает.

Купание не только доставит малышу немало приятных мгновений, радости контакта с теплой водичкой и нежными мамиными руками, но и предоставит возможность поупражняться. В воде действие сил гравитации на тело компенсируется выталкивающей силой — вы можете "распрыгать" маленького, покачать его полусидя, как на качелях. Придерживая под подбородок, водите по ванной восьмерками, позволяйте толкаться от бортиков. "Утиный" рефлекс помогает ребенку задерживать дыхание при попадании струи воды или воздуха на область носа. Подуйте в личико ребенку, полейте на макушку водой из ладони — если малыш легко задержал дыхание, он готов к настоящим ныряниям. Дуйте в лицо и опускайте малыша под воду. Вначале на долю секунды, а затем, если вы почувствуете, что малыш готов, проводите под водой больше времени. Главный показатель хорошего занятия — довольный ребенок.

Упражнения на фитболе наверняка понравятся вашему малышу, покачивания вперед-назад, вправо-влево успокаивают маленького, одновременно укрепляя его мышцы. Меняйте направление движения и амплитуду раскачиваний, катайте детку по кругу, по диагонали, в разные стороны, пружиньте с разной интенсивностью. Дети хорошо расслабляются на мяче, поэтому здесь, легонько пружиня его своими коленями, вы можете выполнять массаж, пальчиковую гимнастику, упражнения на растяжку. Малыши гибкие от природы, помогите им сохранить эту гибкость и легкость движений. Разогрев тело упражнениями, завершите зарядку растяжкой: похлопайте стопками друг о дружку, дотянитесь сложенными стопами до животика, подбородка. Пусть малышу будет приятно, действуйте в зоне комфорта. Поиграйте в телефон: пощекочите ножку и дотянитесь стопкой до ушка, щечки, носика. Выпрямите и сложите ножки, спрячьтесь за ними, а потом — "Ку-ку!" — мама выглянула и широко развела ножки в стороны, получился почти поперечный шпагат!

3-6 месяца, изучаем мир вокруг

Малыш растет, набирает вес, его уже "не страшно" брать в руки. Периоды бодрствования увеличиваются, ребенок больше времени проводит лежа на животике, разглядывая мир вокруг. Предложите больше интересных объектов для изучения, окружите детку интересными контрастными картинками для фокусировки зрения. Выкладывая ребенка на животик на маты спорткомплекса, повесьте на перекладины лесенки различные игрушки, так вы будете стимулировать малыша двигаться к этим предметам, тянуться ручкой, вставать на четвереньки.

Каждый ребенок любит бодрствовать у мамы на ручках. Не бойтесь "приучить к рукам"! Ведь быть вместе, чувствовать себя любимым и защищенным — это не плохая привычка, а потребность каждого человека. Дети, которым не отказывали в тепле родительских рук, легче "отпускают маму" с началом самостоятельного ползания и ходьбы, ведь они точно знают, что родители всегда примут и поддержат своего малыша.

В эти месяцы ребенок стремительно осваивает множество новых навыков и умений: переворот, стойка на четвереньках, первые попытки передвигаться в пространстве, сложная координация рук, ведь вокруг столько всего хочется пощупать и попробовать на вкус. Помогите маленькому изучить возможности собственного тела, стать сильным и скоординированным, научиться позитивно преодолевать препятствия. К упражнениям, которые вы уже выполняли, можно добавлять более сложные, требующие активной позиции малыша.

Готовимся к перевороту. Своими руками переворачивайте ребенка со спины на животик и назад. Положите малыша на платок или пеленку, возьмитесь за углы вместе с папой, медленно перекатывайте маленького от края к краю, дайте возможность почувствовать согласованность движений всего тела во время переворота. Ну и просто покачайте для радости!

Полоса препятствий: на мягкой поверхности кровати или мата поместите небольшой валик, например, из свернутого полотенца. Положите ребенка ножками на этот валик, ручки и животик опираются о кровать. Поместите впереди интересную игрушку. Для того чтобы дотянуться до цели, малыш сползет с возвышения. По мере взросления ребенок научиться сползать с высоких препятствий, подушек и сложенных одеял. Научившись слезать с наклонной поверхности, малыш может попробовать залезать на небольшие валики, переползать через них. Удивительно, но, еще не ползая на четвереньках, детки очень ловко карабкаются по-пластунски.

Предложите малышу освоить различные виды перемещений в пространстве, покатайтесь вместе как бревнышки. Ложитесь вдвоем на пол, застеленный матами или мягким одеялом, положите младенца себе на грудь и, обнимая его руками, начинайте медленно перекатываться по полу вначале в одну, потом в другую сторону. Это упражнение развивает вестибулярный аппарат, а тесное взаимодействие с мамой, поцелуи и шепот на ушко зарядят малыша радостью и уверенностью в себе. Не откажутся детки и от перекатов "колобком": положите малыша на спинку, соберите ручки и ножки в позу эмбриона, поддерживая под голову, начинайте катать своего колобка в разные стороны. Не будем заглядывать далеко вперед, но именно это упражнение готовит тело к кувыркам!

Укрепить мышцы плечевого пояса поможет упражнение "тачки": поддержите ребенка под животик и ножки, чтобы он смог постоять только на руках. Заинтересуйте малыша интересной игрушкой, расположенной невдалеке. Скорее всего, он просто плюхнется на грудь и подтянется вперед. Когда ручки окрепнут — сделает первые попытки шагнуть. Со временем уменьшайте степень поддержки, держите малыша за бедра, а к году — только за голени.

Когда ребенок начнет садиться, используйте этот навык в играх в воде и на гимнастическом мяче. "Распрыгивайте" ребенка в положении сидя, качайте из стороны в сторону на фитболе, научите весело плюхаться в воду с бортика ванной или бассейна, держась за мамины руки.

Второе полугодие. Малыш весь в движении — ползет, сидит, встает, идет!

Совершенно невероятные изменения происходят в жизни маленького человечка за вторые шесть месяцев жизни: из вертлявой гусенички он превращается в прямоходящее осмысленно говорящее существо. Малыш начинает не просто разглядывать и грызть игрушки, но и играть с ними в настоящие игры, он научился подражать различным движениям и звукам. Используйте этот интерес в ванной или бассейне: захватите с собой тонущие игрушки, доставайте их из-под воды вместе с маленьким ныряльщиком. Выдувайте веселые пузыри, опустив рот в воду, взбивайте ножками воду, как маленький моторчик.

Когда малыш научиться уверенно сидеть и стоять, задействуйте эти положения в упражнениях на мяче. Пружиньте и раскачивайте сидящего ребенка, слегка придерживая его за ручки, он сам будет управлять своей спинкой, выравнивая положение тела. Покажите маленькому, как высоко можно прыгать на фитболе, держась за мамины руки, а потом весело плюхаться на попу! А можно стоять, слегка опираясь или даже без опоры, хлопая в ладоши (мама страхует своими руками).

Подрастая, малыш все больше интересуется яркими, окрашенными в разные цвета, лесенками и опорами малышового спорткомплекса. Поощряйте этот интерес, развесьте детские зеркальца и музыкальные игрушки на перекладинах, научите ребенка хвататься за ступеньки. Положите малыша на мат лицом к лесенке. Положите одну ручку на нижнюю ступеньку, помогите ухватиться. Опустите ручку обратно на мат. То же самое проделайте с другой ручкой. В другой раз положите обе ручки на ступеньку и помогите ухватиться. Затем опустите одну за другой.

Как только малыш начнет уверенно ползать на четвереньках, научите его залезать на лесенку. Покажите своими руками, что можно ухватиться ручками за лесенку, а потом ставить ножку на первую ступеньку и обратно на пол. Когда вы несколько раз проделаете это вместе с ним, вполне вероятно, что он станет пытаться сделать это сам. А так как он уже умеет ползать, то попытается заползать и вверх по лесенке. Не забывайте уделять особое внимание спуску вниз, потому что залезать гораздо проще. А не умея слезать самостоятельно, малыш может упасть.

Помогите ребенку самостоятельно освоить горку, поставьте её под небольшим наклоном и направьте ползунка к ней. Пусть он попробует заползти, это получится не сразу. Но когда он научится хотя бы немного (на один-два "шага") забираться, малыш сам плюхнется на животик и съедет на нем с горки. Получив удовольствие от скатывания с горки, он захочет делать это снова и снова.

Точно так же, играя, познакомьте маленького с кольцами, подвешенными на уровне его поднятых рук. Через некоторое время, простояв немного с кольцами, малыш приподнимет ножки и повиснет. Некоторые дети умудряются висеть даже на одной руке. Учить этому не нужно, они научится этому сами, случайно. Стоя с кольцами в руках, малыш будет время от времени отпускать одно или два кольца и оказываться стоя на своих ногах без опоры, совершенно неожиданно для себя.

Один год — большой человек!

Ваш малыш уже уверенно стоит, хорошо ползает, а возможно, и ходит (врачи считают, что первые шаги могут случиться в возрасте 9-18 месяцев). Иногда в этом возрасте родители перестают заниматься с ребенком зарядкой и массажем, ведь не так-то просто удержать внимание маленького моторчика, которому интересно все вокруг. Замените пассивную гимнастику на активные игры, в которых ребенок будет подражать вам, играючи осваивать новые упражнения.

Поиграйте с маленьким в мячики, веселая игра научит его катать и ловить мячи разных размеров, бросать их в цель одной и двумя руками. Прыгайте вместе с ним как лягушки, ползайте на животе и шипите как змеи, перепрыгивайте воображаемые ямки и кочки. Топайте вместе в разных направлениях: спиной, боком, переступая через преграды. В полосу препятствий добавьте ползание через тоннели. Сооружайте сначала небольшие норки из своих рук и ног, устраивайте тоннели из сложенных ковриков. Такие игры не просто нравятся детям, но и учат их не бояться трудностей, верить в свои силы.

На мягких матах пробуйте осваивать кувырки. Для начала повторите упражнение колобок, катайте маленького вперед назад и закиньте ножки через плечо, малыш перекувыркнется. Со временем уменьшайте силу своего воздействия, только задавайте направление движения. Для того чтобы научиться кувыркаться вперед, научите ребенка подворачивать голову под себя и толкаться ножками, установите мат слегка под наклоном, пусть малыш скатывается и кувыркается сверху вниз. Наклонная плоскость придаст ускорение движениям.

Пришло время обзавестись первым транспортом! Пусть это будет подходящая по размеру машинка или беспедальный велосипед. Для того чтобы начать движение, малыш должен научиться отталкиваться ножками от земли, а настоящий руль потребует хорошей координации движений.

Подросший ребенок все больше тянется к знакомому спорткомплексу, научите его безопасно пользоваться лесенками и горкой, и вам не придется волноваться за своего гимнаста. Побуждайте ребенка залезать по ступеням лестницы с внутренней стороны комплекса, хвататься за ближайшую ступеньку рукохода и висеть. Потом малыш может возвратить ножки на лесенку и спуститься. Предложите ребенку, повисев на ступеньке, спрыгнуть на мат, повисеть и достать игрушку, которая висит на следующих ступеньках рукохода.

Когда малыш освоит висы на турнике, предложите ему повисеть на одной руке, висеть и раскачиваться из стороны в сторону, перебирать ручками как обезьянка, передвигаясь на другой край турника. Для того чтобы освоить подтягивания, лучше, чтобы малыш как можно чаще видел подтягивающегося папу и заинтересовался этим упражнением! Поддержите ребенка сзади под согнутые ножки, попросите потрогать перекладину подбородком. Со временем все меньше удерживайте вес тела, и однажды его сил хватит на первое самостоятельное подтягивание!

Ольга Шахова, инструктор по детскому фитнесу,
детской и перинатальной йоге, инструктор "Мягкой школы"

Статья предоставлена сайтом Ранний старт

Обсуждение

Отличная статья. Очень квалифицировано.

Сенсорное развитие ребенка – это формирование восприятия о свойствах предметов, их форме, цвете, размерах, пространственном положении, о присущих им запахов, вкусов, а также накопление чувственного опыта.

Основные представления об окружающем мире закладываются в возрасте до семи лет, поэтому роль сенсорного развития в младенчестве является основополагающей.

Педагоги и психологи единогласно утверждают, что без своевременного сенсорного воспитания невозможно формирование умственных способностей ребенка.

Сенсорное развитие детей от рождения до года идет быстрыми темпами, поэтому ему стоит уделить максимум внимания с самых первых дней. С развития основных чувственных восприятий начинается путь к талантливому, успешному будущему малыша.

Новорожденные детки

Самое верное представление о новорожденном – это представление о маленькой, но все же личности, а не только как о предмете ухода. В работах по дошкольной психологии Г.А. Урунтаевой отмечено, что с момента рождения у малыша функционируют органы чувств , однако, сенсорное развитие детей раннего возраста (0-1 года) происходит не одновременно с развитием моторики .
Своевременное начало развития органов чувств малыша – залог его успешного развития в будущем.

Поэтому первые недели и даже дни являются крайне благоприятными для начала сенсорного воспитания крохи. Самые простые игры и важные процедуры, такие как гимнастика или расслабляющий массаж - лучшие упражнения по сенсорному развитию для новорожденных. Рассмотрим подробнее потенциал малыша, недавно появившегося на свет, а также возможности сенсорного развития новорожденных в домашних условиях.

Движения и действия

Особенностью сенсорного развития новорожденного является то, что зрение и слух развиваются быстрее, чем, например, руки. Поэтому родителям, желающим ускорить познавательные способности своего чада, важно предлагать малышу игры на развитие моторики. При этом развитию общей и мелкой моторики новорожденного следует уделять особое внимание, ведь двигательная активность является показателем психоэмоционального развития малыша. Учеными доказано, что движения пальцев рук крохи оказывает положительное влияние на кору головного мозга и формирование речевых зон.

За свободное владение своим телом отвечает кинестетические, кинетические и пространственные факторы. Кинестетическое и кинетическое развитие у новорожденных – это ощущение положений своего тела в пространстве, усилий производимых мышцами в процессе движения или совершения определенных действий, а также совокупность телодвижений (включая мимику), применяемых в период общения. Роль кинестетического и кинетического развития у новорожденных выделена И. М. Сеченовым , считающим, что мышечное чувство – это не только регулятор движения, но и психофизическая основа видения пространства.

Закрепление понимания в мозгу ребенка всех поз и движений происходит на трех уровнях:

  • зрительном, т. е. в процессе наблюдения за движением других людей;
  • словесном - ребенок проговаривает действия для себя или командует другим;
  • двигательном - при самостоятельном выполнении действий.

Чтобы помочь ребенку сконцентрироваться на своих ощущениях, можно использовать игры на кинестетическое и кинетическое развитие:

  • смена положения туловища (вытягивание вверх, затем полное расслабление);
  • смена качества движений (сначала резкие, затем плавные);
  • движение в разных направлениях (вверх-вниз, влево-вправо).

Основополагающим в развитии пространственных отношений у новорожденных является осознание собственного тела, начинающееся с напряжения и ослабления мышц. Малыш, недавно появившийся на свет, еще не знает, где заканчивается его тело и начинается окружающий мир, поэтому развитие пространственных отношений у новорожденных напрямую зависит от его умений держать головку, а впоследствии сидеть и ходить. Именно с освоением этих навыков малыш получает первое осознание себя самого в окружающем мире. Отличные игры для формирования пространственных отношений можно придумать во время проведения массажа и гимнастики.

Развитие тактильно-двигательных ощущений у новорожденных происходит, прежде всего, путем телесного контакта с мамой. Поэтому чаще берите малыша на руки, практикуйте периодически совместный сон или ванну. Смастерите или купите развивающий коврик из материалов разных фактур для игр на развитие тактильно-двигательных ощущений. Выкладывая на него малыша голеньким, он почувствует материалы не только ручками, но и ножками и животиком, развивая тактильно-двигательные ощущения. Повесьте над кроваткой карусель с разнообразными по форме и материалу игрушками и периодически меняйте их на другие. Желательно чтобы игрушки также были разными по размеру и цветам, тогда это окажет положительное влияние еще и на развитие зрения новорожденного.

Развиваем зрение, слух и вкус

Младенцы, появившиеся на свет, видят еще очень плохо, поэтому старайтесь время от времени проводить игры на развитие зрения: показывайте малышу яркую погремушку или простые картинки, но не убирайте и не перемещайте их слишком быстро, дайте малышу их рассмотреть. Во избежание развития косоглазия не приближайте свое лицо или различные предметы к малышу ближе 30 см. Изучайте с малышом его отражение в зеркале и пейзажи за окном.

Груднички уже с рождения воспринимают многие звуки, поэтому родителям следует применять музыкальную терапию для развития слуха у новорожденных. Включайте малышу спокойную классическую музыку с участием разных инструментов – это поможет развить не только слух, а еще и музыкальные способности, хороший мелодичный вкус и окажет положительное влияние на нервную систему.

Для успокоения малышей хороши композиции Вивальди (например, «Зима» из «Времен года»), колыбельные песни, особенно если их напевает мама. Для поднятия настроения и активности крохи включайте произведения Баха или Брамса, вальсы Чайковского, шестую симфонию Бетховена. Также малыши любят композиции Шопена или Моцарта. Ученые обнаружили, что при прослушивании музыки последнего активируется вся кора головного мозга и назвали это «эффектом Моцарта». Постоянно разговаривайте с малышом, используя различные интонации и тембр голоса, это также поможет развитию слуха.


Вкусовые рецепторы у человека формируются рано. Исследования, направленные на развитие вкуса у новорожденных показали: с самого рождения малыш имеет свои вкусовые предпочтения, а некоторые ученые считают, что они закладываются еще на внутриутробной стадии. Дайте малышу попробовать водичку с различными вкусовыми эффектами: с лимоном, сладкую и со вкусом фенхеля. Такие игры помогут развитию обоняния, а родителям проверить вкусовые ощущения малыша.

От двух месяцев до года

Учеными доказано, что наиболее благоприятное развитие малыша протекает под продуманным планом воспитания и обучения родителями, которые учитывают возрастные особенности крохи.

Поговорим немного о сенсорном развитии ребенка до года в домашних условиях.

Действия и движения

Чем богаче опыт ощущений у малыша, тем смышленее и активнее он будет становиться подрастая.

Чтобы разнообразить ощущения крохи используйте различные игры на развитие тактильно-двигательных ощущений. Смастерите разнообразные следы из бумаги, картона, ткани, ваты и бинтов, предлагая босому ребенку топать по ним, а совсем маленьких крох можно провести поддерживая под ручки.

Насыпьте в мешочки разные крупы, горох или пуговицы и давайте малышу попробовать их на ощупь. Это станет очень увлекательной игрой для юного открывателя (только проверьте прочность мешочков, чтобы кроха не смог их разорвать). Организуйте водные процедуры для игрушек, поместив их в небольшой надувной бассейн или тазик – водные игры малыши очень любят.


Развитие общей и мелкой моторики у ребенка до года важная, но вполне посильная задача для родителей. Для совсем маленьких деток можно предложить небольшой кукольный театр, в котором главным участником будет малыш. Смастерите или приобретите сказочных героев, которых можно надеть на пальчики ребенка. Эта забавная игра заинтересует малыша, побудив желание лучше управлять ими. Играйте в потешки с участием пальцев и ладошек.

Немного подросшим малышам уже можно предлагать лепку из пластилина на растительной основе (PlayDoh или Artberry) или из теста. Не страшно, если малыш попробует пластилин на вкус. Он сделан на основе натурального теста и поэтому абсолютно безопасен. Материал имеет яркую палитру цветов и идеально подойдет для первых шагов в освоении приемов лепки и моделирования.

Не забывайте и про игры с подручными предметами: застежки и пуговицы на одежде, коробочки и баночки. Также современные магазины предлагают огромный ассортимент игрушек для развития общей и мелкой моторики у ребенка до года и старше. Это разнообразные пирамидки, погремушки, развивающие центры и коврики. Конечно, мамам важно помнить о том, что одним из главных органов познания мира малышом является рот, поэтому крохе необходимо попробовать на вкус любой предмет. Исходя из этого, все игрушки должны отвечать возрастной категории малыша, не иметь мелких деталей, а все ее мелкие части должны быть надежно пришиты или прикреплены к основе.

Кинестетическое и кинетическое развитие у ребенка до года особенно быстро прогрессирует во втором полугодии. Теперь все больше и больше регулируются движения рук, которые с каждым днем становятся увереннее. Мышцы получают «сигнал» к действиям от головного мозга, а также от периферийных органов чувств (тактильных, зрительных и слуховых) о достижениях, в результате чего мозг и центральная нервная система дают более точные «команды». Кинестетическое и кинетическое развитие у ребенка к году достигает высокого уровня, и малыш уже может взять предмет, не задев окружающих вещей.

Рисование можно отнести к вполне подходящим играм на кинестетическое и кинетическое развитие, помогающим развивать воображение и координацию, даже для таких маленьких. По достижении ребенком 10- месячного возраста можно начать рисовать с карапузом используя пальчиковые краски. Такие краски рассчитаны на маленьких художников: имеют широкие баночки, в которые удобно помещаются крошечные пальчики. В их состав не входят вредные компоненты, поэтому при попадании в рот в малых дозах не причинят вреда здоровью крохи.


Кандидат медицинских наук Мария Гмошинская разработала методику грудничкового рисования, согласно которой знакомить малыша с художественным творчеством можно с 6 месяцев, главное, чтобы ребенок умел уверенно сидеть. Участвовать в процессе рисования могут пальчики, ладошки, а также обе ручки. Не стоит заставлять малыша рисовать насильно, так как суть методики основывается на том, чтобы развить его природные качества. Также не следует мешать творческому процессу карапуза. Находясь чуть в стороне и держа все под контролем, вы предоставите малышу свободу действий.

Развитие тактильно-двигательных ощущений у ребенка до года происходит при прикосновении к предмету, а овладение тонким движением рук осуществляется уже под контролем зрения. Ассоциации, возникающие от тактильных ощущений и зрительных восприятий, очень точно и просто выразил нобелевский лауреат И. П. Павлов: «Глаз «учит» руку, рука «учит» глаз».

Используйте игры на развитие тактильно-двигательных ощущений – поместите различные по форме и фактуре игрушки в мешочек и предложите малышу доставать их по одной, не спеша, нащупывая рукой. Не забывайте о безопасности и ни в коем случае не давайте ребенку предметы и игрушки, содержащие мелкие детали!

Распространено мнение, что игры, например, с фасолью или другими крупами безопасны, но врачи расскажут вам множество несчастных случаев, когда ребенок, проглотил такую «игрушку» и либо задохнулся, либо фасоль проросла в пищеводе. Поэтому используя в играх природные материалы, отдавайте предпочтение более крупным предметам. Подойдут, например (предварительно помытые), грецкий орех в скорлупе, сосновые шишки, морские ракушки.

Развиваем слух и зрение

Продолжайте практиковать музыкальную терапию для развития слуха у детей до года, так как ее положительное влияние не раз было доказано учеными. Беспокойным и возбудимым малышам полезно слушать мелодии в медленном темпе. Обычно это вторые части классических сонат и инструментальных концертов, к примеру, 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама» Чайковского. Для неактивных малышей, и крох с синдромом угнетения полезны вальсы из композиций Чайковского, маршевые мелодии, «Весна» из времен года «Вивальди». Также учеными отмечено, что мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов, а пение в живую в несколько раз лучше пения в записи.

Одним из лучших фонов для крохи служат звуки природы. Морской прибой, щебет птиц и шорох листвы оказывают благоприятное влияние на нервную систему и развитие слуха. У ребенка до года очень чувствительный слуховой аппарат, поэтому не забывайте, что звуки вокруг него не должны быть громкими. Стоит отметить, что самые простые занятия с погремушкой, бубенцами и музыкальными инструментами являются незаменимыми играми на развитие слуха. Помните о том, что и у такого безобидного мероприятия имеются противопоказания (предрасположенность к судорогам, внутричерепное давление, отит, тяжелое состояние малыша при заболеваниях).

Развитие зрения у ребенка до года – процесс не только естественный, но и частично зависящий от родителей малыша. Лучше всего если в окружении крохи будут присутствовать яркие контрастные цвета, предметы разных форм и размеров, например, разноцветные покрывала, вазы, цветочные горшки. Также вокруг кроватки можно развесить маленькие зеркала, яркие игрушки, фотографии и картинки. Например, фотографии родителей, распечатанные на листе А4 и повешенные на стену у кроватки успокоят малыша, создадут для него безопасное пространство. Учеными доказано: лицо человека – это то, что маленький ребенок любит рассматривать больше всего, а лица родителей запоминает уже с рождения.

Очень важно, чтобы кроватка малыша (или манеж, где ребенок будет находиться чаще всего) стояла в самом светлом месте. Развитие зрения продолжается 9 месяцев после рождения, и глазам необходимо воздействие света, чтобы формирование завершилось правильно. В противном случае возможны отклонения в развитии зрения ребенка.

Благоприятное влияние на развитие зрения до года оказывает частое выкладывание малыша на животик в первые месяцы жизни. Поиграйте с малышом в игры на развитие зрения: в игровой форме попытайтесь концентрировать взгляд карапуза на себе. Во время кормления наденьте разноцветные бусы или красочный платок, нарисуйте на одной стороне бумажной тарелки веселую рожицу, а на другой грустную и меняйте их местами. Ребенок с интересом будет наблюдать за этим процессом, а чуть подросшему малышу предложите игру в «повторялки» – улыбнуться вместе с мамой, показать язычок, похлопать в ладоши.


О развитии вкуса и пространственных отношений

Развитие вкуса у ребенка до года является также немаловажным аспектом восприятия для подрастающего человечка. Если у малыша будет правильная вкусовая ориентация на полезные продукты, то он будет здоровым и полным энергии. Вкусовые ощущения достаточно многогранны и на них влияют многие факторы: запах еды, ее консистенция, внешний вид.

Структура пищи зависит от возраста, поэтому для правильного развития вкуса у ребенка до года существует специальный календарь введения прикорма. Вводите прикорм правильно и делайте меню малыша разнообразным.

Используйте различные игры на развитие вкуса – учите запахи вместе с малышом. Предложите понюхать аромат какао, кофе, мыла, специй, а летом благоухание цветов и трав, обязательно проговаривая название исследуемого объекта. Подросшему малышу, возраст которого приближается к году, можно предложить игру «найди пару». Предложите карапузу три пары коробочек, внутри которых находятся, к примеру, листья мяты, зерна кофе или спонжик, смоченный в цитрусовом геле для душа, и попросите найти и показать, какие коробочки пахнут одинаково.

Развитие пространственных отношений у ребенка до года еще только начинает формироваться. Пространственные представления хоть и возникают рано, но являются более сложным процессом, чем различие свойств предметов. Ребенок не владеет какой-либо системой отсчета, поэтому пользуется чувственной системой, основанной на сторонах собственного тела. Существует множество дидактических и подвижных игр на развитие пространственных отношений у деток.

Следует отметить, что игры для развития пространственных отношений у детей до года основаны на методике формирования умения ориентироваться на собственном теле, т. е. это своеобразный этап подготовки, когда ребенок учит названия частей своего тела. Взрослый, в процессе общения с малышом, проговаривает действия: «Помоем правую ручку, помоем левую ручку», «наденем правый (а затем левый) носочек, шапочку на головку», а с подросшим ребенком играет в дидактические игры – «оденем куклу», «кукла моется», показываем и называем вместе части тела.

Сенсорное развитие детей до 1 года – занятие увлекательное как для малыша, так и для мамы. Главное – помнить о правилах безопасности и внимательно следить за малышом во время игр, тогда занятия пройдут интересно, весело и с пользой. Оградите ребенка от игрушек, имеющих мелкие детали и острые углы, а также веревки и ленты, в которых ребенок может запутаться. Существует множество методик по сенсорному развитию детей до 1 года. Однако, прежде, чем выбрать определенный способ развития для ребенка, следует внимательно изучить каждую и выделить все плюсы и минусы.

Методики раннего развития ребенка

Методика Домана

Методики Домана – серия восстанавливающих и обучающих упражнений как для здоровых детей, так и для малышей с задержками развития, направленные на активацию мозга через обучение.

Суть методик состоит в том, что ребенку показывают карточки с большими красными буквами, точками, картинками и словами на короткое время. Деткам до года демонстрируются карточки с разными рисунками и вслух произносятся названия изображенных на них предметов.

Каждую карточку следует показывать от 5 до 10 секунд. Занятия длятся не больше минуты, но должны повторяться несколько раз в день, с постепенно увеличивающимся количеством карточек. Обучение по методике Домана достигло поразительных результатов – детки с умственным отставанием научились бегло читать, а малыши, занимающиеся по программе с самого раннего детства становились нобелевскими лауреатами. Более того, отстающие малыши догоняли здоровых деток не только в умственном, но и физическом развитии!

Методика Лупан

Вдохновившись идеями Домана, любящая мама Сесиль Лупан решила развивать свою дочь на основе его методик. Однако со временем пришла к выводу, что обучение должно основываться на других принципах. В частности, на том, что учиться, ребенку должно быть легко и интересно, а занятия приносить радость как малышу, так и родителям.

Главная идея методики Лупан заключена в том, что ребенку необходимо внимание-интерес, а не внимание-опека, чтобы не заглушить творческое начало малыша и не вызвать ощущение нарушения личностных границ. Лупан пришла к выводу, что нужно развивать врожденные способности и интересы крохи, а не обучать его по строгим правилам и графикам.

Свои успехи в развитии дочек и методы их достижения Сесиль описала в книге «Практическое руководство «Поверь в свое дитя», разработав при этом серию игр и упражнений для развития детей.

По мнению автора важное место в развитии ребенка, занимает именно первый год его жизни, в течение которого необходимо развивать пять основных чувств малыша.
Для этого нужно чаще брать его на руки, все показывать, обо всем рассказывать и, главное, поддерживать телесный контакт: обнимать, целовать и гладить. Важно, проговаривать ребенку его и свои действия.

Для развития зрения стройте веселые гримасы, для слуха слушайте классическую музыку, пойте детские песенки и рассказывайте потешки.

Важное место в методике Лупан занимает физическое развитие детей до года. Необходимо создать максимально комфортные условия для стимулирования ребенком ползанья, а затем и ходьбы. Также Сесиль выделяет эффект от водных упражнений и, в частности, обучение плаванию. Некоторые мамы боятся учить плавать своих новорожденных карапузов, а напрасно, ведь у грудничков до 6 месяцев помимо сосательного также присутствует рефлекс задержки дыхания. Поэтому в книге Лупан найдется ряд упражнений для ныряния малышей, таких как «Торпеда», «Душ на лицо» или «Выплевывание воды».

Для детишек до года особенно важно, чтобы любое обучение проходило в виде увлекательной игры, считает Лупан. Так, например, она предлагает учить малыша новым словам или алфавиту в виде веселой песенки, а счету – путем собственных ответов на шуточные и забавные вопросы (например, «сколько слонов у тебя в кармашке?» - «ноль», «сколько больших мишек у нас на диване?» – один и т. д.)

Методика Железновых. Развиваемся под музыку

Одной из наиболее эффективных методик раннего развития слуха считается методика Железновых «Музыка с мамой», принцип которой состоит в подаче учебного материала в игровой форме. Мамам для занятий с ребенком по этой методике следует лишь заниматься со своим чадом под веселые мелодии, песенки и потешки.

Играйте, лепите, рисуйте, танцуйте и даже засыпайте под музыку и вы откроете необычайные способности малыша, о которых даже и не догадывались. Методика включает в себя серии с колыбельными, песенками-потешками и пальчиковыми играми.

Для самых маленьких предусмотрены такие сборники, как «Первые уроки» - для малышей от 2 месяцев до 2 лет, в которые входят песенки с элементом игры. Под эту музыку малыш будет хлопать в ладошки вместе с взрослыми, танцевать с мамой у нее на ручках и делать гимнастику. Для детей от 6 месяцев разработан сборник «Мамины уроки», который станет незаменимым помощником в общении с малышом. Забавные песенки-игры помогут маме накормить маленького гурмана, одеть, искупать, уложить спать, весело и задорно провести время со своим любимым карапузом.

Методика Ибука или после трех уже поздно

Одним из первопроходцев в изучении направления раннего развития детей стал Масару Ибука – японский предприниматель и один из основателей компании «Sony».

Масару Ибука считал, что умственные способности ребенка развиваются только первые три года жизни и именно в этот период малыш впитывает любую информацию, словно губка. Согласно методике Ибука до трех лет ребенка можно научить писать, читать и даже играть на скрипке.

Углубившись и более детально изучив эту тему, Ибука написал книгу «После трех уже поздно», в которой подробно раскрыл свою теорию о том, что «ни один ребенок не рождается гением и ни один – дураком».
Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга, которое напрямую зависит от того, что родители заложили в кроху с самого рождения.

Книга не дает практических советов о воспитании, а, скорее, отвечает на вопросы «зачем нужно раннее развитие и почему это важно для будущего». Итак, во что же поиграть с ребенком до года? Да во что угодно! Ибука считал, что большое количество игрушек не дает малышу развиваться правильно, поэтому в качестве развлечений японец предлагал использовать любые предметы, находящиеся дома (разумеется, которые не могут навредить ребенку). Предложите малышу плед или, к примеру, небольшую подушку и кроха сам с удовольствием найдет им применение, развивая фантазию. Также Ибука рекомендует рисовать с малышом пальцами, но не красками по бумаге, а просто пальчиками по гречке, рису или манке. Ребенку понравится такое занятие, а в процессе игры будет развиваться моторика и тактильные ощущения.

Методика Тюленева. Читать раньше, чем ходить

В еще более жесткие рамки ставит родителей педагог и социолог Павел Викторович Тюленев, разработавший «Методику интеллектуального развития ребенка» (МИРР).

Методика Тюленева МИРР представляет собой систему ускоренного обучения, охватывающую все области развития. Ранним развитием Тюленев считает возраст от 0 до 1,5 лет, от 1,5 до 2 – средним развитием, а возраст от 2 до 3 лет он называет «поздним ранним развитием». Если ребенок достиг трехлетнего возраста и еще не готов к школе, то он, по мнению Тюленева, является педагогически упущенным.

Обучающим материалом к методике предлагается использовать созданные автором обучающие игры и пособия, а также специальную азбуку МИРР. Следует отметить, что обучение деток по этой методике распланировано буквально по часам и разработки начинаются не только от момента рождения, а даже в перинатальном возрасте.

Для деток до года Тюленев разработал следующий ряд упражнений:

  • малышу до 2 месяцев следует показывать картинки с буквами, фигурами, орнаментами, а родители должны называть, что на этих картинках изображено;
  • с двух месяцев добавлять к картинкам изображения зверей и математические символы;
  • с четырех, по мнению Тюленева, малыша уже можно знакомить с законами физики, бросая игрушки разного размера на пол;
  • с пяти месяцев мама с малышом должны учиться извлекать звуки из музыкальных инструментов, например, бить палочками по ксилофону;
  • в 6 месяцев крохе должны быть предложены разнообразные открытки. Малыш будет с интересом их рассматривать, а мама рассказывать ему о том, что на каждой изображено.
  • с семимесячного возраста родители начинают заниматься с малышом изучением букв и составлением слов с магнитной азбукой.

Таким образом, принцип методики – не допускать, чтобы малыш напрасно терял время.

Система Никитиных- экзамен, проверенный жизнью

Система Никитиных направлена на воспитание здоровых, умных и самостоятельных людей. Основной идеей системы является «Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей». Никитины считали, что каждый ребенок рождается с колоссальными способностями ко всем видам деятельности. Однако для эффективного развития ума и тела нужны определенные условия и если таланты вовремя не нашли реализации, то их потенциал угаснет.
Поэтому основной целью родителей, по мнению Никитиных, должна быть помощь развитию ребенка. Основными принципами методики Никитиных являются свобода творчества и родительское неравнодушие к успехам и поражениям ребенка.

Также существуют две крайности воспитания, которые нужно избегать. Это в первую очередь «заброшенность» ребенка: общение родителей с крохой сводится только к исполнению потребностей – накормить, помыть, одеть – и обратная ей крайность – когда все свободное время малыша занято упражнениями, развлечениями, играми и у ребенка не остается времени для самого себя.


Никитины выпустили ряд книг, в которых подробно описывают свою систему развития, а также ошибки, допущенные в воспитании. Самой популярной игрой для малышей до года по методике Никитиных является «Рамки и вкладыши», состоящие из рамок и вкладышей в виде различных геометрических фигур. Играть в нее можно с 10 месяцев, а начинать обучение стоит с небольшого количества фигур (2-3), постепенно увеличивая количество. Малышу предлагается подобрать рамку к каждой фигуре. Игра не является исчерпывающей и дает возможность изменять задания по мере подрастания ребенка. Кстати, Никитины советуют не показывать ему правильное решение, а дать возможность найти верный вариант самостоятельно.

Литература:

1.Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения – М.: АО «Столетие», 1995 – 192 с.

2.Бауэр Т. Психическое развитие младенца. Пер. с англ. А.Б. Леоновой. –2-е изд. – М.: Прогресс, 1989. –319 с.

3.Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей. –М.:Просвещение: АО «Учебн. Мет », 1996. – 112 с.

4.И.М. Сеченов «Рефлексы головного мозга»

5.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992 –142 с.

Первый месяц – очень сложный период в жизни малыша и его родителей. Главная задача на данном этапе – адаптироваться: у ребенка к миру, у родителей к новому статусу, режиму и наличию в их жизни нового человечка.

В этот период, как правило, молодая мама не всегда в состоянии найти в себе силы на поиски информации по развитию малыша. Информации о физиологии таких малышек в поле достаточно, но о развитии таких крошек говорят мало. Поэтому, я надеюсь, что собранные здесь упражнения будут полезны молодым родителям и освободят им драгоценное время для общения со своим крохой. К счастью, никаких особых методик или приспособлений для занятий с таким малышом не требуется.

Младенец готов учиться с самого момента рождения. Природой в этом маленьком беспомощном существе заложено удивительное стремление к познанию. Родителям остается лишь стимулировать ребенка и радоваться его успехам.

Малыш и сам по себе проделывает огромную работу. И чтобы помочь ему как физическом, так и психическом развитии, достаточно, занимаясь повседневными делами, ухаживая за крохой, проводить первые «уроки».

Важно помнить, что все занятия с малышом должны быть непродолжительными, проводиться только тогда, когда малыш здоров, сыт и бодр, и очень важно, мама была в хорошем настроении. Если хоть одно их этих условий не соблюдается – занятия лучше отложить.

Развитие зрения

Зрение малыша от рождения до месяца устроено таким образом, что четко малыш видит предметы, расположенные на расстоянии не более 30 см от его личика. И сосредоточить взгляд на таком объекте новорожденный способен лишь на несколько секунд. Но ребёнок настолько быстро развивается, что любые действия взрослых стимулируют его зрительную систему.

  • Самый интересный объект для изучения крохи – человеческое лицо. В первую очередь, конечно, лицо матери. Во время кормления и переодевания малыша разговаривайте с ним, смотрите крохе в глаза. Для ребенка необычайно интересно смотреть, как мама строит «рожицы», улыбается, хмурится, разговаривает. Главное, помнить, что расстояние, на котором крохе видно мамино лицо – 20-30 см.
  • Игра «подражалки» очень понравится вашему крохе, и вам доставит несколько приятных мгновений. Малыш уже умеет хмурить бровки, морщить лобик, сосредоточенно прислушиваться, непроизвольно улыбаться. Копируя мимику крошки, вы будете вызывать у него новые эмоции. Такое «живое зеркало» способно очень увлечь вашего кроху.
  • Детское зрение таково, что его внимание привлекают прежде всего не яркие игрушки (хотя новорожденный различает цвет и распознает интенсивность цвета), как считают большинство родителей, а контрастные черно-белые предметы. Клетка, полоска, черно-белые изображения способны привлечь младенца гораздо сильнее. Сейчас в магазинах появились в продаже мобили с черно-белыми подвесками – игрушками, которые постепенно заменяют цветные игрушки по мере роста карапуза. Но можно и самостоятельно изготовить развивающие игрушки, которые будут способствовать тренировке зрения малыша. Одной из таких развивающих принадлежностей может стать нарисованное на картоне человеческое лицо с улыбкой. Лицо должно быть достаточно крупным: 10-15 см. в диаметре. Его можно повесить в поле зрения малыша. Несколько минут эта игрушка способна увлечь кроху. Некоторые родители используют для этих целей специально изготовленные крупные черно-белые фото мамы и папы. Сшитые мамой кубики из ткани, деревянные кубики, фигурки из картона, разрисованные простыми черно-белыми изображениями – отличные пособия для развития зрения крошки. Если вы используете бутылочку, то можно сшить или изготовить из бумаги «обертку» для бутылочки вертикальными или горизонтальными полосами. Так же очень большой интерес для малыша может представлять мамина кофточка с черно-белыми полосками или рисунком. Просто спасение для нерукодельных мам:).
  • Яркие игрушки тоже можно и нужно использовать, но следует помнить, что предметов не должно быть слишком много (максимум 2-3) и новые игрушки должны появляться не слишком часто (меняйте игрушки раз в 3 дня). Демонстрация всего разнообразия приобретенных заранее погремушек, мишек и куколок сразу лишь утомит кроху.
  • Для того, чтобы развивать у крошки навык слежения, идеально подойдет небольшой яркий предмет (игрушка, мячик, кусочек такни…). Медленно пронося предмет перед личиком малыша вправо и влево, вы помогаете малышу освоить навык слежения. Чуть позже можно начинать передвигать перемет по направлению от подбородка крохи ко лбу и по кругу.
  • Еще одно упражнение, которое доставит радость и принесет пользу и маме, и малышу (и папе, и малышу) – совместное разглядывание себя в зеркале, ведь так приятно лицезреть себя с крохой на руках. Ближе к месячному возрасту ребенок в вертикальном положении на расстоянии 30 сантиметров от зеркала способен разглядеть в нем изображение, которое его, безусловно, заинтересует. Конечно, не стоит ожидать, что кроха узнает вас, а тем более себя в отражении, это и не цель. Ребенок получит массу новых впечатлений, особенно если в процессе любования вы будете ему рассказывать о том, что он обладатель самых чудных в мире носика, ротика, глазок и т.д., и вообще просто красавец. Признания в любви тоже будут восприняты благосклонно:).

Развитие слуха.

Ребенок слышит и учится говорить с рождения. Уже в первые сутки младенец выделяет человеческую речь среди всех остальных звуков и реагирует на нее.

Разговаривайте с малышом в то время, когда вы кормите его, купаете, одеваете. Это лучший способ развить его слух и стимулировать развитие в целом, а так же способ установить с ним эмоциональный контакт. Малыш с удовольствием будет слушать стишки, прибаутки, песенки. Меняя тональность голоса и высоту речи, вы дадите своему крохе новые впечатления. Очень хорошо, если с малышом будут разговаривать все члены семьи, уделяя этому общению хотя бы несколько минут в день.

  • Ученые доказали, что маленькие дети положительно реагируют на «сюсюканье», поэтому взрослые часто непроизвольно переходят на такое общение. Но не стоит все время «сюсюкать» с крохой.
  • Так же хорошо стимулируют развитие малыша игры с погремушкой, негромким мелодичным колокольчиком. Продемонстрируйте ребенку игрушку, дайте послушать, как она звучит. Затем можно перемещать источник звука справа, слева над головой малыша.
  • Называйте малыша ласковыми прозвищами, но не забывайте почаще использовать имя крохи, занимаясь с ним.
  • Можно и нужно использовать приятную негромкую музыку. Сейчас магазины предлагают большой выбор классических мелодий и колыбельных песенок для детей. Но очень важно помнить, что даже очень качественная аппаратура и самые дорогие диски не заменят малышу маминого пения. Специалисты утверждают, что пение способствует развитию музыкального слуха крохи. Даже если вы сами весьма критично относитесь к собственным музыкальным способностям, ваш малыш станет вашим преданным поклонником и почитателем таланта.
  • Иногда возникает необходимость успокоить кроху. Новорожденные малыши часто засыпают под ритмичные звуки, которые напоминают им биение сердца матери в период внутриутробной жизни. Многие из них очень любят послушать тиканье часов и даже звуки, издаваемые посудомоечной машиной во время работы. Производители товаров для малышей даже предлагают игрушку, которая издает звук, сходный с шумом околоплодных вод, утверждая, что она успокаивает кроху.

Развитие тактильной чувствительности (сенсорной базы)

Кожа – наиболее развитый к моменту рождения «орган чувств» младенца. Тактильные ощущения способны значительно обогатить запас впечатлений малыша. Очень важно учитывать, что телесный контакт с матерью не только является мощнейшим развивающим стимулом, но и способствует успокоению крохи, дает ему чувство защищенности.

  • Медицинский массаж, конечно же, лучше доверить специалистам. Но каждая мама вполне в состоянии выучить комплекс несложных массажных приемов и упражнений и проводить их со своим малышом. Такой домашний массаж будет полезен как для физического так и для эмоционального развития крохи. Сейчас на книжных прилавках нет недостатка в литературе, предназначенной для родителей и содержащей приемы массажа для новорожденных.
  • Занимаясь с малышом, играя или делая массаж можно проделать следующее упражнение: нежно подуйте на ладошки крохи, тоже можно проделать с локотками, коленками, пальцами рук и ног.
  • Даже простое перебирание пальчиков на ручках и ножках малыша – очень полезное упражнение. Оно стимулирует познание малышом собственного тела.
  • Для ребенка очень важен контакт с матерью «кожа к коже». Как правило, дети, находящиеся на грудном вскармливании, не испытывают в нем недостатка. Но даже если вы кормите кроху из бутылочки, приложите его к груди.
  • Выкладывайте кроху на разные поверхности, которые дают разные тактильные ощущения (ситец, махровое полотенце, плед, шелковая ткань, искусственный мех). Погладьте ручки и ножки крохи кусочком этих тканей. Понаблюдайте за реакцией.
  • Во время переодевания необходимо давать возможность крохе побыть голеньким, если температурные условия в помещении позволяют. Это и закаливание, и новый опыт для ребенка.

Координация движений (перемещения в пространстве)

Чем чаще вы меняете поле зрения ребенка, тем быстрее у него развивается координация движений и чувство равновесия, которые будут необходимы ему для сиденья, ползанья и ходьбы.

  • Носите малыша на руках, держа его то лицом к себе, то спиной к себе.
  • Поворачивайте малыша в разных направлениях, бережно поддерживая головку.
  • Не ограничивайте пребывание малыша в квартире кроваткой и пеленальным столиком. Предварительно убедившись в безопасности для крохи, выкладывайте его на диван, кресло и т.п.

К концу первого месяца ваш кроха совершит значительный рывок в развитии и в ответ на вашу любовь и заботу вы уже совсем скоро получите первую замечательную улыбку, обращенную именно к вам. Желаю вам успехов в развитии ваших деток!

Раннее развитие сейчас находится на пике своей популярности. Только очень ленивый родитель ничего не слышал об этом. Но наряду с ярыми сторонниками методик раннего обучения также появились и противники такого подхода. Сегодня мы хотим прояснить многие моменты раннего развития детей, а также поделится с вами своим опытом.

Ранним развитием считается проведение занятий у детей от 0 до 3 лет . Именно в таком возрасте кроха максимально восприимчив к новой информации, и в виде игры малыш легко обучается.

Японский детский психолог Масару Ибука в своей книге «После трех уже поздно» (1971г) приводит факт, что к трем годам клетки головного мозга уже практически сформированы, и обучение после этого срока уже будет не столь эффективным, как в первые годы жизни ребенка. Автор также считает, что маленькие дети обладают ошеломительной способностью научиться чему угодно! То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, дети играючи схватывают мгновенно.

Масару Ибука выступает за комплексный подход к раннему развитию, он считает, что развивать нужно как логическое мышление и интеллект, так и эмоциональную сферу ребенка. Поэтому к обычным занятиям обязательно должны быть добавлены музыка и творчество.

Раннее развитие малышей не должно сводиться к насильственному «вскармливанию грудных детей фактами и цифрами» , крохе нужно проводить «занятия» в игровой форме в то время, когда ему действительно интересно воспринимать информацию. Также главным аспектом методики автора является своевременное введение нового опыта. А своевременность обучения видна, прежде всего, тому человеку, который ухаживает за ребенком каждый день, то есть его маме!

Уважаемые мамы, найдите время, чтобы ознакомится с данной книгой, ее легко можно найти в недрах интернета!!!

Когда и с чего же начать раннее развитие крохи?


Развитие малыша не стоит откладывать на потом , начинайте сразу с рождения! Первые 2-3 месяца у младенца идет период адаптации, в это время он привыкает к особенностям новой жизни. Весь его мир – это мама, и ее голос, прикосновения, настроение чрезвычайно важны для малыша. Но, несмотря на адаптационный период, ребенок открыт для всего нового и вы можете смело приступать к раннему развитию.

Сразу оспорим известный миф о том, что ребенка можно легко перегрузить информацией при раннем развитии. Природа все продумала до мелочей, и у малышей (а также детей постарше) есть уникальный защитный механизм. Если кроха не настроен воспринимать информацию, он просто не будет этого делать!!! Малыш не будет смотреть на вас, будет капризничать и всячески показывать свое недовольство. Вряд ли вы будете насильно заниматься с ребенком, когда он явно не в настроении.

Стоит сразу отметить, что интеллектуальное развитие крохи напрямую связано с его физическим развитием . Известный американский нейрофизиолог Гленн Доман, чье имя напрямую связано с ранним развитием, со своими коллегами еще в 40-х годах XX века доказал, что «движение и физическое развитие ребенка – основной ключ к развитию его интеллекта». Потому малыш с самого рождения должен быть физически активен: гимнастика, массаж, плавание в ванне или бассейне, занятия на фитболе – все это будет крайне полезным для развития ребенка.

Не стоит забывать про и воздействия на ладошки и стопы крохи. Именно там сосредоточено огромное количество нервных рецепторов, и их раздражение будет вызывать активное развитие головного мозга. Когда малыш еще совсем кроха просто разминайте пальчики во время или . По мере взросления карапуза добавляйте пальчиковые игры со стишками и потешками.

Чтение книжек не стоит откладывать до года или позднее. Начинайте как можно раньше. Для начала выбирайте простые книжки с одной картинкой на странице. Вначале просто называйте предметы на каждой странице, постепенно по мере роста крохи добавляйте информацию о предмете и его свойствах. Ваша эмоциональность и позитивный настрой позволят малышу развиваться весело и увлекательно. Не забывайте о том, что обучение в столь нежном возрасте должно приносить радость! Не настаивайте, если видите, что малыш не в настроении.

Готовые программы раннего развития

Многие родители не знают, какие материалы нужно использовать для раннего развития. В интернете можно найти множество пособий и руководств на эту тему. Мы советуем вам обратить внимание на отечественную компанию «Умница», которая уже много лет позволяет успешно развивать малышей с рождения. Ее основатель Антон Маниченко является автором многих методик раннего развития, в которых учтено все лучшее, что существует в мировой практике.

Продуктами данной компании являются готовые программы развития для малышей с рождения, а также деток постарше. Вам остается только выбрать, какие навыки вы хотите развивать у вашего малыша. Готовые программы развития имеют интересные игровые занятия на каждый день, описания которых вы найдете в имеющихся методических материалах. Программа развития интеллекта включает в себя четыре комплекта:

  • «Чтение с пеленок» (для развития навыка чтения и речи)
  • «Математика с пеленок» (для развития логики и навыков счета)
  • «Говорим с пеленок» (развитие речи)
  • «Творчество с пеленок» (методика творческого развития через цветовосприятие)

Более 100 000 родителей по всему миру успешно занимаются по комплектам «Умницы». В результате занятий у ребенка формируется интеллектуальный фундамент, который пригодится ему в жизни. У детей, занимающихся по умнице более высокий уровень интеллекта и эрудиции, удивительная память, нестандартное мышление огромный интерес ко всему новому. Таким детям легко и интересно учится в дальнейшем в школе, они открыты для всего нового и очень любознательны. Огромным плюсом комплектов «Умницы» является тот факт, что они не теряют свою актуальность по мере взросления крохи, и растут вместе с ним. Вы можете возобновить занятия в любой момент, и подросший малыш уже будет воспринимать информацию по-другому, и в большем объеме.

Также педагогами «Умницы» совместно с учеными Кембриджа была разработана система изучения английского языка специально для малышей. Комплект «Skylark English. All About Me » создан именно для младенцев, но его можно использовать и у деток постарше. Занятия по данной методике позволят ребенку понимать фразы и слова, а также использовать их при общении на английском языке.

Особенно хочется отметить уникальные комплекты из серии «Мир на ладошке ». Это целая малышковая энциклопедия в картинках. Здесь используется методика Домана, усовершенствованная А. Маниченко. Малышам предлагаются небольшие наборы из карточек с фотографиями на самые разные темы. Каждая карточка на обратной стороне имеет описание с интересными фактами, загадками и играми. Таким образом, ребенку вначале просто показываются карточки, а по мере продвижения занятий постепенно вводится новая информация о предмете, а также различные игры. Карточки можно начинать показывать с рождения, при этом продолжительность занятия получается всего 1-2 минуты. Постепенно по мере взросления младенца продолжительность занятий увеличивается, они превращаются в увлекательную игру с творческими заданиями, загадками.

Развивать малыша никогда не рано! Начинайте сейчас вместе с нами и «Умницей»!

Посмотрите видео о занятиях по комплектам»Умницы»:

Наши бабушки понятия не имели о раннем развитии малышей и считали младенцев беспомощными карапузами. Сегодня все иначе – популярность обучающих (буквально с пеленок) программ все увеличивается.

Полугодовалым детям преподается математика, чтение, биология и другие науки, которые сами родители осваивали в младших классах. В этой статье мы расскажем вам об одной из таких методик развития для самых маленьких – это карточки Домана.

Из этой статьи вы узнаете

Немного об авторе

По мнению американского врача-нейрофизиолога, в каждом ребенке скрыт огромный потенциал, раскрытие которого находится в руках родителей. Глен Доман разработал методику физического и интеллектуального развития детей с самых пеленок.

На протяжении более 20 лет он вместе с коллегами искал решения, направленные на лечение детей с отставанием развития. Основной, по их мнению, причиной патологий (в том числе и касающихся тела) является повреждение мозга. Именно в поисках путей его восстановления проводились многочисленные эксперименты, исследования, тестирования.

Подтверждением того, что методика Глена Домана эффективна, стали положительные результаты, демонстрирующие заметные улучшения маленьких пациентов.

Братья и сестры больных малышей с не меньшим энтузиазмом стали заниматься уроками, проводимыми Доманом. Это воодушевило врача на разработку методик для здоровых детей. С самых пеленок по программе раннего обучения младенцы осваивают профессии, математику, чтение и даже транспорт.

Открытие врача вдохновило многих, в том числе и Андрея Маниченко – психолога и педагога. Он адаптировал программу на «русский лад» и основал компанию «Умница» для раннего развития детей. Так в нашей стране появилась методика Домана-Маниченко.

Основные идеи методики раннего обучения

По мнению Глена Домана, успех обучения обусловлен именно ранним возрастом учеников.

  • Раскрывать потенциал ребенка нужно уже с пеленок.
  • Самый авторитетный учитель – родитель, искренне желающий обучить своего малыша. Благоприятные условия – домашние, привычные.
  • Такой невероятной тяги к познаниям, как в детстве, человек не испытывает больше никогда. Малютки легко усваивают информацию в большом объеме.
  • Фактический рост мозга прекращается к 6 годам. К этому времени нужно «вместить» туда как можно больше знаний.
  • Внимание родителей – лучший подарок для детей. Поэтому совместное обучение дарит ребенку не только новые познания, но и общение с любимыми людьми.

Карапузы, которые узнали, что такое суперкарточки по методике Домана-Маниченко с раннего возраста, уже к 2–4 годам считали, читали и были эрудированнее, чем сверстники. Они отличали профессии, знали общественный транспорт, животных, птиц.

Правила раннего обучения

Чтобы методика Глена Домана приводила к ожидаемым результатам, автор рекомендует придерживаться простых, но очень важных советов.

  • Чем младше малыш, тем легче его обучить. Поэтому начинайте заниматься сразу с пеленок.
  • Вам или ребенку неинтересны такие темы, как профессии или математика? Для вас есть другие – биология, транспорт, география.
  • Не настаивайте на том, чтобы кроха демонстрировал свои знания. Цель обучения – дать информацию, а не постоянно проверять ее усваивание.
  • Заранее готовьтесь к занятию. Заниматься нужно в подходящей обстановке (выключите телевизор, уберите телефоны, музыку и другие отвлекающие факторы).
  • Хвалите и поощряйте ребенка, открыто радуйтесь его успехам. Используйте обращения «умница», «молодчина» и т. д.
  • Уроки должны быть регулярными, важна система. Вводите как можно больше информации. Например, профессии – врач, доктор. Кто и чем занимается, с какой целью? Транспорт – мотоцикл и автомобиль. Сходства, отличия, за счет чего движутся?
  • Если вам не нравится процесс обучения, не насилуйте себя. Такой подход не приведет к положительным результатам.
  • Оканчивайте домашние уроки при первых проявлениях усталости маленького ученика (начал зевать, отвлекаться, перемещаться).

Помните, малыши более восприимчивы к игре, система менее эффективна. Превратите ваши занятия в увлекательный процесс, которого ребенок будет ждать с нетерпением! Тогда вы будете заниматься с удовольствием, что приведет к максимальной результативности.

Что такое карточки Домана

Автор методики утверждает, что деятельность мозга ребенка схожа с компьютером – чем больше фактов, тем больше выводов он способен сделать. Он способен запомнить все: разных животных, профессии, буквы и числа, транспорт. Важно предоставлять карапузу максимум информации.

Пример: кроха увидел птицу и привлекает внимание мамы. Что она скажет?

  • Промолчит.
  • Это «кря-кря».
  • Птичка!

Такие варианты непродуктивны и бессмысленны. Есть еще одно решение – показать и озвучить малютке несколько карточек, где изображены разные птицы (голубь, воробей, курица и т. д.).

При этом малыш сможет проанализировать картинки самостоятельно и определить, что у них общего. В результате ребенок будет не только знать о том, что это птички, но и их особенности – крылья, клювы, умение летать и другие.

Развивающие карточки Глена Домана посвящены самым различным тематикам. С их помощью кроха может изучить профессии, животный и растительный мир, цвета, транспорт.

В продаже доступны карточки, сортированные по отдельной тематике и наборы с комплексными программами. Сделать их можно и своими руками. Как, расскажем чуть позже.

Учимся читать

Вы познакомились с букварем в 5 или 6 лет? Методика «Чтение» по Доману позволяет обучать детей с пеленок (с 6 месяцев). Поможет вам «читалка»!

Как заниматься с таким крохой, и как это возможно? Примерно так же, как малыши учатся понимать и воспроизводить речь. Сначала малютка видит слово и слышит его произношение.

Постепенно оно «сохраняется» в памяти и при очередном просмотре карапуз уже узнает знакомое сочетание букв. Законы чтения дитя изучит самостоятельно, благодаря способности анализировать и сопоставлять.

Обучение начинается от простого к сложному – сначала это знакомые малютке слова (члены семьи, бутылочки и любимые игрушки), затем словосочетания, предложения, а потом такая «читалка» распространяется и на книги.

Если вы захотите сделать карточки для занятия своими руками, то придерживайтесь такого же оформления, как у экземпляров из комплекта «Умница»:

  • размер – 10х50 см;
  • шрифт – высота 7,5 см, толщина 1,5 см (постепенно уменьшается);
  • цвет букв – красный (через некоторое время сменяется черным).

Как проводятся развивающие уроки

  • В первый день мама подготавливает 5 карточек со словами, которые в течение 10 секунд нужно показывать и зачитывать. Занятие оканчивается поцелуем, объятиями и другими поощрениями ребенка («умница», «все отлично» и т. д.). Аналогичные действия повторяются еще 2 раза в течение дня.
  • На следующий день количество занятий увеличивается до 6. Половина из них посвящена старому материалу (повторите действия из пункта 1), остальные 3 проводятся по новым 5 словам.
  • Третий день также более информативен – добавьте еще 5 карточек и увеличьте количество подходов до 9 в день.
  • На пятый день вы должны перейти к демонстрации 25 слов (15 раз в день).
  • В конце недели снова добавьте слова, но в изученных комплектах по одной карточке уберите (останется 25 штук).

Краткий итог: каждое слово нужно показывать малютке на протяжении 5 дней по 3 раза. Длительность одного урока не должна превышать 10 секунд. Ориентируйтесь на настроение ребенка. Если он голоден, хочет спать или просто не в духе, перенесите занятия на более удачное время.

Математика с пеленок

Считается, что детям с гуманитарными наклонностями математика дается с трудом. Им тяжело осваивать счет, примеры, задачи. Возможно, так оно и есть у тех школьников, с которыми родители не занимались по методике Домана.

Как младенец может освоить такую задачу, спросите вы. Автор утверждает следующее:

Если назвать число 3, взрослый представит именно символ 3. Ребенок же видит сразу количество и вообразит три предмета (3 печенья, например). Если эту способность развить, ребенку буквально с пеленок будет подвластна математика.

Как сделать развивающие карточки своими руками, и какого размера они должны быть?

  • Количество – 100 шт.
  • Габариты – 27х27 см.
  • Изображение – точки (от 1 до 100).
  • Диаметр точки – 2 см.

Математика изучается также, как и в предыдущей методике (там мы осваивали чтение). Нужно показывать ребенку карточку с точками, озвучивать, постепенно увеличивая количество занятий и сами числа.

Пока ребенок совсем маленький, используйте только 2 части набора – от 1 до 5 и от 5 до 10. Когда малютка освоит эти числа, продвигайтесь дальше.

Кстати, необязательно использовать карточки, сделанные своими руками или купленные в магазине. В продаже можно найти коврик по Доману, стимулирующий, по словам производителя, развитие ребенка не менее эффективно.

Общие знания

В чем цель жизни? В разностороннем развитии, в изучении окружающего всего мира, а не его отдельных частей. Разделение на гуманитариев и на тех, кому ближе математика, по мнению Домана, неверно.

Ошибка родителей заключается в том, что они тратят время на объяснения, рассказы. С пеленок дети еще ничего не знают и воспринимают только «голые» факты. По программе они умещены в 10 разделов.

  • Биология – в комплекте карточки Домана: животные, растения, птицы и т. д.
  • География – города России и другие.
  • Анатомия – строение и части тела, органы.
  • Искусство – картины, живопись.
  • Литература – писатели, классика.
  • Музыка – композиторы.
  • Язык – объект и его перевод.
  • Математика – карточки с точками, обозначающими число.
  • История – правители, разные времена, значимые события.
  • Общие знания – профессии, орудия труда, общественный транспорт.

Каждое занятие должно дополняться новой информацией. То есть нужно не просто показывать ребенку карточку с изображением льва, а рассказывать о нем от простого к сложному.

Пример: у этого зверя густая грива. Лев – царь зверей, сильное и красивое животное. Это хищник, который питается другими зверями. Львы живут в прайдах, где несколько львиц и один самец.

Если будете делать развивающие карточки своими руками, уделяйте внимание четкости изображения. На картинке может быть только один предмет: если транспорт, то одно авто (грузовик, автобус). Если профессии, то конкретные (повар, врач). Размер должен быть большим. Подходящие параметры - 28х28 см.

Какие недостатки имеет методика Домана

  • Маленький исследователь стремится к самостоятельной добыче информации. Карточки лишают его возможности сделать это своими руками. Получается пассивное развитие с пеленок, не требующее от малыша особого участия.
  • Огромное количество информации легко истощает уязвимую нервную систему младенца. Математика, разные профессии, птицы и животные, транспорт…

Как все запомнить и зачем? Отразиться это может на физическом развитии и поведении. А может и не отразиться, все зависит от самого ребенка. Поэтому так важен индивидуальный подход, не всем подходит система развития по предлагаемой схеме.

  • Родителям не всегда хватает энтузиазма проводить систематично занятия. Если делать карточки своими руками, то уходит много сил и времени. Покупка же готового комплекта по карману не всем.

Перед тем как приступить к раннему развитию, подумайте, а стоит ли это делать. Ведь ваш маленький умница все равно освоит информацию, просто чуть позже, в положенное природой время.

Узнает, чем отличается друг от друга транспорт, какие есть профессии. Ориентироваться стоит не на моду, личные желания или советы знакомых. Прислушайтесь к крохе, его предпочтениям и желаниям. Тогда вы поймете, что необходимо именно ему.

Случайные статьи

Вверх