Портретный очерк любого человека. Портретный очерк пример

Что это такое?

Такое понятие, как портретный очерк, представляет собой особый вид публицистического жанра, особенностью которого является описание самой личности человека, внешних особенностей, взглядов на жизнь, вида деятельности, черт характера. Помимо этого, выражается мнение со стороны. В портретном очерке (примеры - сочинения, которые пишут в школе) можно увидеть сходство с описанием биографической деятельности человека. Но есть отличительные особенности. При описании биографии в основном касаются темы деятельности и занятий человека, а вот, например, живое, детальное описание внешности или особенностей характера и отношения к нему других людей, опускается. Очерк так же чем-то напоминает рассказ. Сочинение на тему портретного очерка способно раскрыть перед читателем внутренний мир, передать общее настроение повествования. Так, в краткой и сжатой форме было предоставлено объяснение и описание такого понятия, как портретный очерк. Следующим моментом повествования будет являться своего рода рассказ, как писать портретный очерк. Итак, продолжим.

Портретный очерк друга

В данном разделе приведём пример портретного очерка, разобьем его на части. В качестве примера представим вашему вниманию образец написания портретного очерка. Здесь следует обратить внимание, что повествование также имеет схожесть с рассказом: «Её звали Лена, но она любила, чтобы мы называли её Аленой. Волей обстоятельств сейчас мы живем в разных городах, сказать более - в разных странах, но этот факт не мешает мне вспоминать её с нежностью и благодарностью, ведь лучшая пора жизни человека такая, как детство, во многом зависит от его друзей. Мне повезло, у меня был такой друг. Итак, её звали Алёна. Нас познакомила её старшая сестра. Однажды, когда я была дома, раздался звонок входной двери, на пороге стояла Ирина, держа за руку свою младшую сестру. «Познакомьтесь, девочки, надеюсь, что вы подружитесь», - сказала она. И мы подружились. Алена была высокая, сильная и бесстрашная девчонка, особенно выделялась она выражением своих зеленых глаз. Такими дерзкими и большими глазами одарила её природа. Движения её были порывистыми, с трудом она сдерживала себя, как будто неиссякаемый поток энергии наполнял её всю. Челка постоянно мешала ей, и можно было видеть, как она часто закалывала её невидимкой, но делала это наспех, отчего часто выглядела нелепо, что, впрочем, её нисколько не волновало». В этой части предложенного примера обратите внимание на детали описания внешности девочки, на передачу черт характера, в результате которых получается «живой» образ.

Как видно из приведённого примера портретного очерка, описание забавных случаев также отображает сущность и характер выбранного персонажа. Все эти моменты имеют место быть приведенными в очерке.

Родом из детства

Влияние дружбы

Каждому из нас необходимы друзья, каждый человек ценит дружбу и дружеские отношения. Это помощь, поддержка, преданность и интерес друг к другу, совместное времяпрепровождение. У друга можно попросить помощи в трудную минуту. Хотелось бы вам пожелать, читатель, оглядеться в своей жизни и попробовать написать свой портретный очерк, пример сочинения которого представлен в данном материале.

Заключение

В заключении, подводя итоги сказанному, ещё раз хотелось бы отметить особенность написания портретного очерка. Это внутреннего мира человека. Также в портретном очерке необходимо показать своё отношение к описываемому вами персонажу. Это может быть не только портретный очерк друга, но и отца, матери, учителя, сестры.

портретный очерк пример. портретный очерк друга

Первое впечатление

Катерина относится к людям, общение с которыми вызывает всегда бурю положительных эмоций. По своей натуре это очень открытый, оптимистичный и жизнерадостный человек. Но в то же время она немного по-детски наивна и эмоциональна. Карие озорные глаза, светло-русые, уложенные в простую прическу волосы, мелодичный голос, мягкий и доброжелательный нрав, позволяют находить ей общий язык с совершенно незнакомыми людьми. Она очень интересный собеседник и может запросто завести беседу с любым человеком, на самые различные темы. На все вопросы у нее всегда готов ответ, причем отвечает она с приятной и открытой улыбкой. Людей притягивает в ней естественность, легкий характер, умение непринужденно по-дружески смотреть прямо в глаза, и высокая тактичность в манере общения. Первое впечатление на меня Катя произвела, как симпатичная, весьма обаятельная и приятная в общении девушка.

Зарисовка внешности

На первый взгляд, Катя типичная девушка, ничем не выделяющаяся из общей массы. Невысокий рост, приятные черты лица, светлые, слегка золотистые, с мягким овсяным оттенком волосы и карие, словно написанные акварелью глаза. Ко всему этому добавить минимум макияжа, потертые джинсы и спортивную куртку и складывается портрет заурядной, ничем не отличающейся от других девушки. И все же, есть в ней что-то необычайно притягательное, что-то, что заставляет взглянуть на нее, как бы, через призму зеркал, отразившись в которых, она уже не кажется таким обычным и простым человеком. Открывается очаровательная, интересная натура, способная вдохновить, приободрить, а если надо, то и утешить одним вдохновенным словом. Ей можно довериться, зная, что она всегда выслушает, поддержит, вдохновит, а если возникнет такая необходимость, то и утешит в любой жизненной ситуации.

Первая встреча

Первая наша встреча, как это ни прозаично звучит, состоялась на работе за кухонным столом. В тот день на обеде, я сидел один и был полностью поглощен своими мыслями. Катя вошла в комнату и, пожелав мне приятного аппетита, села напротив меня. Когда я поднял глаза, передо мной возник образ светловолосой, милой девушки с таинственным и очаровательным взглядом. В тот день она была в спортивном балахоне, который смотрелся на ней очень забавно, но в тоже время вносил в ее образ что-то простое и открытое. Возможно, именно, эта открытость и простота, побудили меня начать с ней беседу. Из разговора, я узнал, что у нас с ней много общего. Так в компанию Techhome мы устроились почти одновременно, и еще меня поразило, то, что наше прошлое место работы также практически совпадало. Еще больше я удивился, когда узнал о том, что она коллекционирует редкие породы камней. Удивлен я был так сильно потому, что и сам, до поступления в институт, был помешан на коллекционировании камней. Еще при первой беседе я пришел в мальчишеский восторг от того, как красочно и живо она может обрисовывать события, словно вливаясь в описываемый образ.

Дальнейшее общение

Как выяснилось позднее, Катя увлекается не только археологией, но также участвует в показах вечерних нарядов. Просмотрев архив ее фотографий, я был еще больше впечатлен ее натурой. Я никогда не мог себе даже представить, что один человек в разных ситуациях может выглядеть так по-разному. Она словно актер театра, который легко и непринужденно меняет «лица» и образы. На одних фотографиях ее стиль, утонченно-элегантный напоминающий тонкую работу скульптора, выполненную из горного хрусталя, а на других она выглядит настолько незамысловато и реалистично, что порой кажется, что это совершенно два разных человека. Но как бы не менялась на снимках ее внешность, глаза всегда оставались неизменными - всегда открытые, блестящие, лучистые, ясные, внимательные и добрые.

Вместо эпилога

Катерина оказала большое влияние на мою жизнь, наполнила ее новыми красками и впечатлениями. Она не скупится на похвалы, делает их всегда к месту, а если того требует ситуация, то может поддержать, приободрить и вдохновить на новые начинания. После общения с ней, появляется вера в себя и свои силы. Она поддерживает и одобряет все мои замыслы, идеи и новые начинания, и при этом никогда не сомневается в моих силах и способностях. И эта ее вера, делает меня увереннее, я перестаю сомневаться в правильности своих действий. Как ни странно, это звучит, но ее вера в мои силы позволяет мне действительно добиваться успеха во всем, за что бы я ни взялся. Она обладает такими бесценными человеческими качествами, как доброта, надежность, уверенность в себе, ум и отзывчивость. Общение с этим человеком всегда воодушевляет, вдохновляет, поднимает дух и настроение. Катя преподнесла мне много жизненных уроков и подарила массу незабываемых моментов. Я хотел бы выразить ей за это благодарность и сказать, что я очень рад тому, что у меня есть такой очаровательный друг…

Портретный очерк пример. Портретный очерк друга. Сочинение портретный очерк. Портретный очерк человека. Портретный очерк девушки. Очерк пример. Как написать портретный очерк

Портретный очерк. Выпуск №1

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Моя одноклассница – Тоня

В моём классе учится милая девочка по имени Тоня. У неё грустные серо-голубые глаза, русые шелковистые волосы и добрая улыбка. Одевается Тоня обычно в классическом стиле, и ей это очень идет. Походка у неё воздушная, женственная. Моя одноклассница очень отзывчивая, всегда готова протянуть руку помощи другу, никогда не оставит в беде.

Тоня ставит перед собой цели и делает всё, чтобы их добиться. В будущем Антонина хочет поступить в медицинский университет, чтобы стать фармацевтом. Она посещает курсы по химии, учит биологию, поэтому у неё есть все шансы, чтобы пойдти по пути, который она уже сейчас для себя определила.

Тоня очень открытый, доверчивый и душевный человек. С ней легко общаться, ведь она всегда поддержит разговор и расскажет что-нибудь интересное. На первый взгляд можно решить, что она замкнутая и невесёлая девочка, но на самом деле она очень позитивный и жизнерадостный человек.

Несмотря на то, что Тоня по знаку зодиака лев, а, как известно, львы очень властны, самовлюблённы и высокомерны, к моей однокласснице я не могу отнести эту характеристику, ведь Тоня не такая эмоциональная и настойчивая, как представители сего знака зодиака. Тоня - человек с большой буквы, она очень честная, благородная и чуткая девочка.

С Тоней я знакома всего полгода, но за это время я уже успела с ней подружиться. И пусть мы общаемся с ней не так часто, как хотелось бы, но я безумно счастлива, что я учусь в одном классе с замечательной девочкой по имени Тоня.

Годзюр Виктория


Предварительный просмотр:

Классный - классный руководитель!

В этом очерке речь пойдет о моем классном руководителе - Смоленской Светлане Анатольевне. Руководство над нашим классом она взяла в сентябре 2015 года. Педагогический стаж у нее 20 лет, 5 из них в нашей школе.

Светлана Анатольевна родилась и выросла на Украине, далее окончила Государственный педагогический институт в городе Тобольске.

Родители у нее оба работают в нефтяной сфере. Почему же она не пошла по их стопам? По ее словам, она очень любит детей, и обучать их для нее одно удовольствие. В первую школу ее пригласила работать Гулиева Елена Александровна, на данный момент они лучшие подруги.

Светлана Анатольевна имеет очень запоминающуюся внешность: высокая, среднего телосложения, с короткими волосами, которые всегда уложены, карие глаза.

Она открыта людям, также чувствительна и ранима. Характер у нее заводной, сама себя она называет «массовик-затейник». У нее даже есть традиция: из года в год она вместе со своим классом ходит в поход и устраивает пикник.

Напоследок хочу признаться, что она самый классный классный руководитель, под руководство которого я попадала!

Кравцова Елизавета


Предварительный просмотр:

Энергия и оптимизм

Вот уже пять лет, как я знаю этого человека. Из всех учителей она мне ближе всех. На первый взгляд, это типичная учительница, ничем не выделяющаяся из общей массы учителей. Высокий рост, приятные черты лица, темные волосы и каре-зеленые глаза. Но она занимает особое место в моей жизни. Это моя классная руководительница - Смоленская Светлана Анатольевна.

Взгляд у нее обычно усталый, но иногда в ее глазах горит яркий огонёк. Светлана Анатольевна всегда стремится к чему-то новому, но не всегда ей это удается, так как она ленивая. Она никогда не упустит возможности послушать интересные лекции и семинары, а также научиться чему-то новому. Ученики тянутся к ней, не потому что она наш классный руководитель, а потому, что в ней очень много положительной энергии, которой она делится с людьми.

По своей натуре это сильная, очень оптимистичная и жизнерадостная женщина. Но в то же время она немного по-детски наивна, эмоциональна, а также обидчива. Сочетание этих качеств помогает ей лучше понимать своих учеников. Ей можно довериться в любой ситуации, зная, что она всегда выслушает, даст совет, поможет в трудных ситуациях.

Конечно, она такая не всегда. Светлана Анатольевна порой может быть злой, уставшей или же просто быть не в настроении, и тогда очень трудно к ней подойти.

Любимые занятия нашей учительницы - это есть, спать, читать книги. Думаю, что есть множество людей, которые похожи этим на неё.

Светлана Анатольевна - очень хороший классный руководитель. На протяжении пяти лет она организовала разные мероприятия, помогала нам. Она помогла нам полюбить наш класс, которым почему-то были недовольны учителя. Мы всегда любили проводить время с нашим классом и с классным руководителем.

Набиева Замина


Предварительный просмотр:

Моя подруга

Мою близкую подругу зовут Диана. Наши имена похожи, как и мы сами. Мы учимся в одном классе с самого первого дня учебы в школе, но раньше наша дружба не была такой, как сейчас.

Она выше меня, худая. У неё большие карие глаза и длинные ресницы. Она никогда не стоит на месте, не любит сидеть дома. Ей всегда хочется гулять или чем-нибудь себя занять. На уроке физической культуры вы можете её заметить по громкому вскрику и глухому звуку после него. Это значит, что она упала. Но не бойтесь! С ней все в порядке, просто девчушка немного неуклюжа. Но это почему-то выглядит довольно мило.

Диана пробовала себя в разных направлениях деятельности, но все- таки остановилась на игре на гитаре и фотографировании. К увлечению, связанному с игрой на гитаре, её подтолкнули друзья, с которыми она организовала музыкальную группу. Спустя полтора года её существования, девочки решили, что пора с группой закончить, но Диана продолжает заниматься самостоятельно.

А пристрастие к фотографии она обнаружила сама. Как говорит сама Диана, ей просто стало интересно запечатлеть каждый интересный момент в её жизни. Чтобы получше разбираться в этом, она ходит в киностудию, которая есть в нашей школе. Там обучают правильной постановке кадра, как управлять фотоаппаратом. “Мои семья положительно к этому относится и создает все условия для того, чтобы я занималась любыми увлечениями”,- говорит Диана. И это замечательно, когда твоя семья поддерживает тебя во всех начинаниях!

О 10 классе Диана высказывается с точки зрения реалиста. Для неё это ещё один шаг к взрослой жизни, к самостоятельности. А с другой стороны, – очень большая нагрузка, особенно, когда ты учишься в профильном классе. Да, Диана учится в физико-математическом классе.

Раньше она была очень стеснительной, но со временем, а, может, и повлияли на неё её новые друзья, Диана стала более открытой и общительной. На вопрос о том, что заставило её измениться, девушка отвечает так: “Как таковой ситуации не было. Просто бывают такие моменты, когда пересматриваешь свои взгляды на жизнь, свои жизненные позиции, что для тебя на первом месте, а что и вовсе не имеет значения”.

Надеюсь, что её фирменная улыбка, как у чеширского кота, будет с ней всегда! Желаю ей успеха во всем, а в особенности с домашними заданиями по физике и математике.

И вот теперь, вы узнали чуточку больше о вашей однокласснице. Прислушайтесь… Возможно, сейчас это она смеется в конце школьного коридора.

Лиана Насибулина.


Предварительный просмотр:

Человек, который внес свой мозг в школьную систему

Человек, о котором сегодня пойдет речь, учится со мной в одном классе. Ее зовут Настя. В нашем классе ее очень легко распознать, так как она постоянно гуляет со своей лучшей подругой, которую зовут Лиза. Вместе они похожи на бомбу замедленного действия потому, что никогда не знаешь, что они могут учудить. Но когда Лиза, бывает, не приходит в школу, Настя ведет себя более спокойно и адекватно. Прямо умница.

В своей жизни она проявляет многогранность. Она увлекается вязанием, рисованием, вышиванием и плетением из бисера. А также немного играет на гитаре.

У нее день рождения весной. Поэтому в качестве подарка родители подарили ей прыжок с парашютом. Она очень долго мечтала об том, и, наконец, ее мечта сбылась.

Ее внешность слегка нетипична. Густые и кудрявые волосы, которые раньше были длинными, а теперь слегка прикрывают шею, глубокие зеленые глаза, переливающиеся на солнце, и стройная фигура.

По характеру, она веселая, милая, жизнерадостная и энергичная девушка. Она всегда приходит на помощь своим друзьям, добивается намеченных целей, всегда может дать ценный совет. Именно поэтому у нее много друзей, но среди них есть особенные, те, с которыми она может быть откровенной. Но у нее есть и отрицательные качества. Такие, как прямолинейность, упрямство. Из-за этого некоторые люди считают ее высокомерной. Но это не так.

В ее жизни случаются переломные моменты, о которых она не привыкла делится. Поэтому в таких ситуациях она уходит в себя и пытается всё скрывать.

Однажды с ней произошла смешная история. В девятом классе мы проходили роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Она его немного не дочитала, и ее одноклассник, узнав об этом, решил этим воспользоваться, чтобы над нею подшутить. Он сказал ей, что Ольга была на дуэли с Онегиным, Ленский таким образом решил заказать смерть Ольги и тогда, после ее смерти, Ленскому достанутся все ее деньги, и он поделится с Онегиным. Настя, услышав это, подняла руку и рассказа все учителю, думая, что одноклассник рассказал ей верное содержание романа. Когда услышали это в классе, все начали смеяться, в том числе и Вероника Константиновна. А в это время Настя сидела и краснела от стыда.

В этой истории она проявила свое безграничное доверие и наивность.

Исходя из личного общения с ней, я могу сказать о том, что она вызывает у меня только положительные эмоции. Но я подтверждаю то, что этот человек играет в моей жизни главную, но не менее значимую роль, так как благодаря таким людям, как Настя, у меня формируется мнение об окружающем обществе и накапливается опыт общения со сверстниками.

Ошева Антонина


Предварительный просмотр:

Мой друг
Мой верный друг М*** во многом очень схож со мной характером. Возможно, именно поэтому мы дружим так давно. Хотя может быть так, что мы дружим и благодаря нашим редким спорам, ведь было бы скучно, если бы мы во всем соглашались друг с другом, это бы попросту надоело.
М*** - парень среднего роста с кудрявыми русыми волосами, незапоминающимся, чуть похожим на моё лицом (нас часто путают). Он немного робкий в незнакомых компаниях, но когда пройдет некоторое время, он смело ведет разговоры на любые темы, которые только можно вообразить, знает очень много историй на все случаи жизни. Я думаю, это как-раз-таки его особая черта характера - рассказывать интересные истории из жизни и не давать тем самым скучать.
Познакомились мы с М*** благодаря нашему общему знакомому, который пригласил нас смотреть фильм. Помимо нас в его квартире были и другие ребята. С некоторыми мы были знакомы, с некоторыми - нет. Началось наше общение с того, что все, кто был с нами у нашего общего друга, заснули, и мы досмотрели эту комедию вдвоем.

Позже выяснилось, что М*** увлекается многим вещами, чем увлекаюсь и я. День за днем, неделя за неделей - мы сдружились, и дружим по сей день с этим добрым человеком.

Тавбулаев Рамазан


Предварительный просмотр:

Она – винтик в большом механизме.

Эта женщина – натура любящая и чистосердечная. Такие, как она, хранят эмоции для тех, кто им действительно дорог. Требуется много времени, чтобы хорошо узнать этого человека. Легкоранима и впечатлительна. К ней идут люди, нуждающиеся во взаимопонимании. Она всегда остается самой собой, легко говорит правду людям, поэтому многие ее считают высокомерной.

Елена Александровна окончила Донецкий государственный университет в 1990 году. В нашу школу она пришла молодым специалистом. Первый ее класс оказался спортивным, состоял из 30 мальчиков.

Кабинет у нее находился тогда на первом этаже. Стоял холодный зимний день. Идет она к своим ребятам в кабинет, заходит и видит разбитый горшок с цветком. Она начинает разбираться, пытается узнать, кто совершил этот поступок. Все молчат, никто не сознается. Но вдруг учительница увидела, что ребята показывают пальцем на Алешу. Она решила подойти к нему. Заметив это, Леша не растерялся, он подскочил и выпрыгнул в окно. Все подбежали к окну и глазами искали мальчика в сугробе. Но его там уже не было.

Уроки шли одни за другим, а ученика все нет. После уроков к Гулиевой Елене Александровне пришел пожилой мужчина, а за ним стоял Алексей. Он извинился за своего сына и вручил ей горшок с цветком. Этот случай она запомнила всю свою жизнь.

Елена Александровна росла в такой семье, что ей даже не пришлось сильно размышлять о своей будущей профессии, так как родители ее работали в школе: мать – учителем математики, и отец – учителем истории.

В этой профессии она видит только одни плюсы, если человек находит в своей работе минусы, значит, это не его место.

Все свои мысли и чувства Елена Александровна выражает через прозу и стихи, которые пишет в свободное от работы время, а еще у нее очень вкусный борщ и пирожки.

Она ценит свою работу, поэтому ответственно к ней относится и пытается добиться успеха. К дружбе у нее такое же отношение.

Люди не должны стоять на одном месте, они должны стремиться к успеху, идти вперед, только тогда заработает механизм, в котором мы находимся.

Токарева Анастасия

Изучение жанров публицистического текста можно организовать в форме творческой мастерской.

С помощью учителя обучающиеся знакомятся с новым жанровым понятием, анализируют образцы, самостоятельно подбирают материал, пробуют написать текст сочинения. Предлагаем материал для изучения портретного очерка.

Работа в творческой мастерской

I. Введение понятия «портретный очерк».

Ребята, предложите свой ход работы над понятием «портретный очерк».

Можно заглянуть в словари, отыскать ключевое слово, найти ассоциации...

1. Словарная работа.

Словарную работу проводят ученики, отыскивая

Происхождение ключевого слова по этимологическому словарю («портрет» происходит от франц. «portrait», что означает изображение оригинала, «trait pout trait» — «черта в черту», «черта за чертой»);

Значение по толковому словарю («портрет» — слово многозначное: 1) живописное, фотографическое или иное изображение человека, 2) описание внешности персонажа в литературном произведении, образ литературного героя, 3) характерные черты человека (перен., разг.)).

Выводы из наблюдений: портрет как жанр изобразительного искусства нами не рассматривается. Обратимся к деталям. Прилагательное «портретный» соотносится с существительным «портрет», то есть обозначает соответствие внешнему облику человека, «портретной» называли комнату в дворянских домах, где висели портреты. Но все эти данные не приближают нас к понятию «портретный очерк».

2. «Мозговой штурм».

Выдвигайте свои предположения.

В словосочетании слово «портретный» имеет совершенно особый смысл. Скорее всего, здесь ключевое слово — «очерк».

Очерк - это жанр публицистики, обращённый к личности человека, рассказывающий о деятельности человека, его жизни и взглядах.

Похож портретный очерк на биографию? А чем отличается?

Да, очерк и биография близки, это ведь жизнеописание человека. Но важное отличие в том, что в очерке есть автор, который выражает своё отношение к тому, о ком рассказывает.

В биографии главное — что и когда совершил человек.

В портретном очерке есть описание внешности, а в биографии этот элемент необязателен.

В биографии нет характеристики человека другими лицами, которые его знали, вместе с ним работали.

Иногда о самом человеке многое расскажет его собственная речь, какие-нибудь яркие высказывания.

Очерк по сути похож на рассказ. В очерке соединены известные нам типы речи: повествование о жизни человека, описание его внешности, рассуждение о принципах и позиции того, кто занимается какой-либо профессиональной деятельностью.

Разве биография может передать внутренний мир человека, его чувства, настроения?

Выводы из обсуждений: из высказанных предположений уже можно определить тему портретного очерка, цели и задачи автора, композиционные части, стиль и даже типы речи.

II. Проверка гипотез.

1. Анализ первого портретного очерка (название от учеников скрыто).

Какие наши гипотезы находят подтверждение в этом тексте?

Каким вы представили Григория Александровича Гуковского?

Какой заголовок у этого текста?

ОТЕЦ

Его имя — Григорий Александрович Гуковский. Он был известный учёный, на его лекции сбегались толпы... Но я пишу не об учёном, которого лучше, чем я, знают друзья и ученики, я пишу о своем отце и о той культуре отцовства, которой он обладал.

Такова была наша семейная традиция: воспитанием детей руководил мужчина. Правильно это или нет — не знаю. Но так сложилось. И для меня главным лицом всегда был отец.

Сколько себя помню, отец всегда работал. Зимой, когда я вставала впотьмах, у него давно горел свет — он сидел за столом. Или его уже не было: ушёл в университет читать лекции. Я завтракала сама и шла в школу с сознанием, что тоже иду на работу.

Постепенно я стала понимать, что он пишет с раннего утра за своим письменным столом. Про «Недоросль», про Крылова и Державина. О литературе XVIII века. Вот почему на его полках столько старых книг, которые мне разрешается трогать с непременным условием ставить на то же место.

Книги свои он любил самозабвенно. Я имела право их читать, но ни я, ни мать не допускались к священнодействию: отец всегда сам чистил книги. Два раза в год он с утра влезал на лестницу с влажной тряпкой и бережно протирал каждую книжечку.

Мы жили в деревянном доме. В комнатах печи были старинные, изразцовые: у меня голубая, у него — зелёная. Отец топил эти печи, сам чистил дымоходы. Когда я лезла за ним в трубу, он не отгонял, только просил переодеться. Он всё умел... Когда мой сын впервые влез на лестницу и сменил перегоревшую пробку, я почувствовала себя счастливой. До сих пор мужчина, не умеющий своими руками выполнить любую работу по дому, вызывает у меня брезгливое недоумение.

Отец чтил понятие дома, семьи. Семья — это был праздник. Дом вела, конечно, мать. Отец любил всё, что делала мать, и радостно подчинялся ей.

Я любила его без памяти — как отца. Но, кроме того, он был для меня идеалом мужчины. Знаю: он был некрасив, но понимаю женщин, которые до сих пор утверждают, будто он был красивый: это ученицы, те, кто видел его в работе. Он научил меня чувствовать себя женщиной: подвигал стул, всегда пропускал в дверь впереди себя; не помню ни разу, чтобы я, вернувшись из отъезда, не нашла у себя в комнате цветов...

Не было темы, которой бы он избегал в разговорах со мной. Раз или два в месяц он проводил со мной целый вечер — читал вслух. До сих пор я слышу его голос, когда перечитываю «Полтаву», «Медного всадника», «Горе от ума»... — да, наверно, почти всю русскую классику. Он вообще меня не воспитывал. Не помню ни одного нравоучения, выговора, никаких нотаций. Он сердился на меня, как сердятся на равного человека. И он не прятал от меня своей жизни — наоборот, вводил, втягивал в неё, заражал меня своей жизнью. В детстве я была этим счастлива.

Отец был самый сильный, самый умный, самый мужественный из всех мужчин. Теперь, прочитав его письма друзьям, я знаю, как нелегко, иногда страшно и одиноко ему бывало, как он хватался за любую работу, чтобы мы не испытывали лишений. Тогда я этого не видела. Он был центром мира, вокруг него кипели люди, всем было с ним интересно, всем он был нужен, всем помогал.

(По Н.Г. Долининой.)

В тексте речь идёт о личности известного учёного-литературоведа, о его деятельности, отношении к семье, знакомым.

Это не биография, потому что здесь много оценочных слов.

Перед нами образ заботливого отца, внимательного мужчины, страстного книголюба, филолога.

Выводы из анализа текста: предметом очерка выступает личность, о которой даётся определённое представление, показаны ценностные ориентиры героя очерка.

2. Анализ второго портретного очерка (название предъявлено учащимся).

Прочитайте текст и выясните, соответствует ли заголовок целям и задачам автора.

Докажите, что этот текст является портретным очерком.

Какие новые элементы портретного очерка заметили?

ДОМ НА СОРОТИ

Он встаёт на заре. Затапливает печь. Утро окрашивает малиновым цветом верхушки оконных стёкол. Дом, крайний на усадьбе, начинает струить лёгкий дымок. Из окна видны закованные в серебро дубы и липы, занесённая снегами Сороть, зелёно-чёрный бор вдали.

А на дворе собираются пичуги. И ждут, когда человек откроет форточку и высыплет на крышу пристройки, что расположена под окном, ежедневный привычный «паёк», так необходимый им, не улетающим на зиму из северных краёв. Воробьи и синицы, снегири и галки — сколько их перебывало здесь в этот ранний час... Случается, хозяин дома Семён Степанович Гейченко, заработавшись допоздна, разрешает себе подняться на часок позже. Однако не тут-то было! Вежливо, но настойчиво в окошко постучат: тук-тук-тук... «Ты что, забыл? Вставай!»

— Иду, иду, — и открывается форточка.

Весной и летом, с утра до ночи в борах, рощах, в синеве небес и над полями, сплетаясь с шумом листвы и журчанием ручьёв, льётся разноголосый ликующий гимн жизни.

Пушкин, открывший для себя здесь русскую природу, заслушавшись, забывал свои невзгоды. И тогда...

В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой...

Шестого июня 1941 года Семён Степанович Гейченко, музейный работник Ленинграда, с мандатом уполномоченного Академии наук по организации пушкинского праздника, верховодил на Михайловской поляне. И может быть, тогда эти места, хранящие незримое присутствие поэта, запали в сердце Гейченко.

Ещё гремела война, когда он, худой и бледный, после тяжёлого ранения, в кителе без погон, с пустым рукавом, вернулся сюда навсегда.

Заповедника не было. Фашисты, отступая, сожгли дом поэта. В окрестных рощах повсюду мины и колючая проволока. Под трёхсотлетним дубом, патриархом здешних лесов, был оборудован дот. Лишь благодаря стремительному натиску наших войск фашисты не успели разрушить Святогорский монастырь, у белых стен которого покоится прах поэта.

Всё тогда было в развалинах. Люди жили в землянках. Но в начале июня 1945 года на Михайловской поляне собрался народ. Высокий, стремительный в движениях человек, только что назначенный директором заповедника, читал Пушкина.

Залечивал раны музей-заповедник. В лесах, рощах опять наметились тропки, протоптанные людьми, приходящими к Пушкину. Директор и главный хранитель Пушкиногорья из землянки перешёл в дом на краю усадьбы. Он тоже восстановлен, как дом Пушкина, домик няни и всё вокруг. Открылось Тригорское, где у Пушкина было столько счастливых минут. Открылось Петровское, вотчина предков поэта. Поднял этажи районный центр Пушкинские Горы и превратился в современный уютный городок.

И уже много раз предлагали Семену Степановичу переехать в благоустроенную квартиру, где не надо колоть дрова и топить печь, где по утрам комнаты не выстывают, как у него в старом доме, где не надо ходить по воду. А он и слышать об этом не хочет. Удобства, конечно, вещь хорошая, но будет ли у него то, что ему послано судьбой?

Вечером, когда усадьбу покидают последние экскурсионные группы, в Михайловском становится необычайно тихо. Закончен трудовой день, полный забот и дел, связанных с большим хозяйством. Директор заповедника вновь садится у окна с видом на Сороть. На столе — очередная рукопись, письма, книги. И может быть, в этот час незримо и привычно входит сам Александр Сергеевич. Сбросив шубу, протягивает к пылающей печурке озябшие руки. И у них идёт беседа, начавшаяся ещё тогда, когда хранителю Пушкиногорья было чуть больше сорока.

Ираклий Андроников, хорошо знавший Семёна Степановича, подметил, что он живёт в каком-то удивительном духовном состоянии пушкинского времени. Для него наш великий поэт — современник. Кажется, он знает о нём всё, точно прожил с ним рядом целую жизнь. Он дышит воздухом, которым дышал Пушкин, слышит птиц, певших ему, видит ту же Сороть, те же неоглядные дали, пьёт воду из того же колодца, живёт и работает бок о бок с потомками тех, кто жил рядом с Пушкиным, пел ему песни, рассказывал сказки, поверял свои беды и радости.

Всё это дало хранителю музея счастливую возможность представить с наибольшей полнотой и достоверностью михайловский период, сыгравший огромную роль в творчестве Пушкина, период, когда он из первого стихотворца своего времени вырос в величайшего национального поэта.

«Пушкин и Пушкиногорье живут в нашем сознании неотъемлемо, как родной дом, родная земля, родная история, — пишет С. С. Гейченко, предваряя одну из своих книг. — Всё пушкинское свято».

Во всём, что делается в заповедных местах, каждая деталь многократно выверена, каждый штрих не случаен. И потому усадьба и всё вокруг предстают такими, каким могли быть при Пушкине. А за всем этим стоял многолетний подвижнический труд главного хранителя музея — Семёна Степановича Гейченко.

(По В. Воробьёву.)

Заголовок содержит некую загадку, метафору: дом на Сороти существует благодаря стараниям удивительного подвижника С.С. Гейченко.

Этот текст является портретным очерком, потому что в его основе лежит описание жизненного пути и деятельности директора Пушкинского заповедника. Характер героя развёрнут на фоне необычной ситуации - восстановления усадьбы поэта. Автор восхищается талантом, упорством, трудолюбием своего героя.

В начале очерка есть вставка - пейзажная зарисовка.

Вывод первый: пейзаж как элемент портретного очерка нужен:

1. в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой,

2. как средство в раскрытии человеческого характера,

3. в качестве фона для портрета героя,

4. как приём в раскрытии мировоззренческих позиций героя.

Есть много важных деталей, ассоциаций, связанных с миром Пушкина.

Вывод второй: из обилия впечатлений выделяется опорная деталь, которая служит для создания символического образа Пушкина.

Приёмы обыгрывания деталей в портретном очерке:

1. образная трактовка тех или иных событий,

2. создание ассоциативных связок,

3. передача особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.

В этом очерке образ человека создаётся через внешний и внутренний портрет.

Свойства внешнего портрета

Выделение каких-то внешних деталей и возможность заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств.

Связь с психологическими особенностями личности.

Манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика.

Документальная точность отображения.

Свойства внутреннего портрета

Характер героя даётся в нетривиальной ситуации.

Важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит неординарные трудности.

Описание таланта, упорства, трудолюбия и других значимых качеств личности.

Можно использовать метод условности или прибегнуть к ассоциациям.

III. Этапы работы над портретным очерком.

Напомним основные этапы работы:

1. Выбор героя.

2. Изучение источников.

4. Способы оформления.

Начнём по порядку.

1. Выбор героя.

Какого героя можно выбрать?

Можно написать о хорошо знакомом, близком человеке, о незнакомом или знаменитом человеке.

Люди, осуществившие своё предназначение, добившиеся чего-то значительного в жизни.

Герои утверждают те или иные культурные ценности.

По человеку можно судить о характере эпохи, с него можно брать пример решения жизненных задач.

2. Изучение источников.

Источниками, которые могут понадобиться, служат чьи-то высказывания, в том числе интервью или цитаты героя будущего очерка, документальные свидетельства, воспоминания, общественное мнение.

1) Яркая цитата.

2) Жизненный путь (семья, образование, родной город, путешествия, чем знаменит).

3) Поприще (успехи в творчестве, профессии).

4) Жизненные принципы, кредо.

5) Достижения, награды.

6) Планы на будущее (реализованные или нет).

4. Способы оформления.

Чтобы очерк состоялся, необходимо проверить его оформление:

1) Придумать и критически оценить заголовок, отражающий основную идею.

2) Проверить источники, на которые будете ссылаться, сделать их список.

3) Необязательно стремиться к полному описанию образа героя, можно обойти какие-либо стороны деятельности, выделив основное.

4) Связать основной идеей содержание очерка, придав ему оригинальность и новизну.

5) Чётко выделить абзацы, придумать связки между ними, соблюдать логичность и последовательность.

6) Быть этически корректным.

7) Все факты и утверждения выверить.

IV. Самостоятельная работа над очерком дома.

Сочинения обучающихся

Лисова Екатерина

Любовь к родной деревне

На закате дней Фёдор Алексеевич Абрамов, русский писатель и публицист, сказал про себя: «…Мы, крестьянские дети, отравлены комплексом неполноценности на всю жизнь». Казалось бы, что могло заставить состоявшегося, успешного человека, лауреата Госпремии и счастливого семьянина произнести такие слова?

Жизнь писателя была тяжёлой с самого детства. Росли без отца, и матери одной пришлось воспитывать пятерых детей. На третьем курсе обучения на филологическом факультете война вынудила Абрамова пойти на фронт, где с ним приключилось нечто страшное, но при этом удивительное.

Фёдору Алексеевичу перебило пулями ноги во время одной операции. Почти все его товарищи, принимавшие участие в ней, погибли. И вечером, когда собирали убитых, один боец неожиданно пролил воду на лицо неподвижно лежащего Абрамова, и тот застонал. Если бы не эта счастливая случайность, то, возможно, Фёдор Алексеевич не выжил бы. И сам писатель счёл это происшествие настоящим чудом и огромным везением. Ещё одним чудом он считал то событие, когда при проезде по Дороге жизни из блокадного Ленинграда уцелела лишь та машина, в которой он ехал. И всю свою последующую жизнь Федор Алексеевич трудился не покладая рук во имя погибших товарищей.

После войны Абрамов продолжил учёбу, поступил в аспирантуру, защитил диссертацию. В те годы он встретил свою жену, Люду Крутикову, которая стала для него не только любимой женщиной, но и верным соратником...

Куда бы ни занесла жизнь Фёдора Алексеевича, волновала его сердце лишь жизнь в деревне. Он был одним из так называемых писателей-«деревенщиков». В каждой его работе видна любовь к природе, простому сельскому люду и его жизни. Село Пекашино, описанное им в тетралогии «Братья и сестры», стало неким прообразом его родной деревни Верколы. И в течение всей своей жизни Абрамов верил, что словом многое можно изменить в жизни общества, поэтому часто ставил в своих публикациях острые вопросы, поднимал проблемные темы, указывал людям на бесхозяйственность в селе. Отовсюду приходили отклики на такие статьи.

Прожил Фёдор Алексеевич всего 63 года. Его похоронили в родной деревне, возле дома, построенного его руками. Рассказывали, как на похоронах слышалось пение журавлей над Верколой. Птицы будто провожали в последний путь родного деревенского писателя...

Смолянинов Дмитрий

О фантасте Кире Булычёве

«Кирилл Булычёв» - псевдоним, а настоящее имя знаменитого писателя-фантаста - Игорь Всеволодович Можейко. Почему был выбран именно этот псевдоним? А всё очень просто: он скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Позже имя «Кирилл» на обложках свежеизданных томов стали сокращать до «Кир», так и получился известный сегодня «Кир Булычёв».

Кратко расскажем о жизни этого добродушного седобородого старика с тёмными глазами. Он закончил Институт иностранных языков имени Мориса Тореза, два года работал переводчиком и корреспондентом в Бирме, а после возвращения на родину стал научным сотрудником Института востоковедения Академии СССР и продолжал трудиться в этой организации до последних своих дней. За свою жизнь он подарил мировой литературе более четырёхсот произведений в жанре научной, детской и юмористической фантастики.

Автора всех этих замечательных книг критика довольно долгое время не воспринимала всерьёз. По его же собственным словам, «фантаст заранее проигрывает сравнение с автором сочинений о сельском быте, например, о тяжёлой судьбе сталеваров или о какой-нибудь очередной революционной трагедии». Писателя можно понять - он жил и творил в Советском Союзе под жёстким взором цензуры.

И всё же, когда в 80-е годы журнал «Детская литература» разослал по библиотекам анкету с вопросом «Кто самый читаемый автор?», ответ был практически единодушен: Кир Булычёв. Часто юные писатели добавляли: «Кир Булычёв - лучший писатель всех времён и народов!»

В последние годы жизни писатель обращался к исторической фантастике, написал несколько романов из неоконченного цикла «Река Хронос», а также издал мемуары под названием «Как стать фантастом».

Пятого сентября 2003 года Игорь Можейко скончался от онкологического заболевания. Он ушёл, но завет его остался в наших сердцах и будет ярко гореть в них пляшущей искоркой. Завет этот прост - нужно лишь говорить правду о мире и человеке.

Проскурина Татьяна

Жизнелюбивый автор книг

Жизнерадостность, стойкость, улыбчивость, оптимизм - этими словами можно описать кредо современной писательницы Виктории Токаревой. Родилась она в Ленинграде. В детстве, однако, юную Викторию мало интересовала литература и больше привлекала медицина. Но - вот парадокс! - она получила музыкальное образование.

После замужества, уже в Москве, работая в детской музыкальной школе учителем пения, она начинает писать прозу. Внимание читателей Токарева привлекла первым же своим рассказом, который назывался «День без вранья».

Достаточно посмотреть на фотографию этой женщины, и уже поднимается настроение. Как мне кажется, секрет успеха писательницы на 90 % заключён в её жизнелюбии. По высказываниям Виктории Токаревой сразу становится понятно, что возраст для неё - всего лишь цифры. Сама она говорит так: «Пятьдесят пять лет - это юность старости».

Имя этой писательницы для многих стало своеобразным символом поколения. Произведения Токаревой смешные, яркие. Она пишет о простых людях. В них мы можем узнать себя, свои поступки, над некоторыми можно посмеяться, о каких-то пожалеть. Мне кажется, что её произведения читать приятно и очень легко. Можно открыть первую страницу и потом не заметить, как прочёл всё до конца.

Не стоит забывать, что Виктория Токарева проявила себя ещё и как прекрасный сценарист. Её многие знают по фильмам «Мимино» и «Джентельмены удачи». Несмотря на успехи в карьере Викторию Самойловну можно спокойно назвать семейным человеком. Хотя о своей личной жизни она говорить не любит, но и секрета из этого не делает. Она уверяет, что с мужем она прошла многое, но им удалось сохранить семью и она это высоко ценит.

Читателям книги Токаревой нравятся своей многогранностью, эмоциональностью. Она правдиво и точно подмечает важные детали, указывает на те «неприятные моменты», о которых мы сами в глубине души знаем, но боимся себе в них признаться. Писательницу волнуют обычные, будничные вещи, из комичной ситуации она помогает сделать глубокие философские выводы.

Литература

  1. Горохов В.Н. Газетно-журнальные жанры. - М., 1993.
  2. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
  3. Портретный очерк / http://rudn.monplezir.ru/ocherk_kak_napisat.htm
  4. Сулицкая Н.М. Портретный очерк / http://festival.1september.ru/articles/504793/
  5. Шостак М.И. Журналист и его произведение. - М., 1998.

Портретный очерк "Лучший Друг". Вот уже три года, как я знаю этого человека. Из всех близких для меня людей он по-особому дорог мне. На первый взгляд, это типичный студент, ничем не выделяющийся из общей массы.

Невысокий рост, приятные черты лица, светлые волосы пшенично-золотистого оттенка и голубые-голубые глаза. И все же он для меня особенны. Это мой лучший друг Андрюшка.

В его глазах светится неугасимый огонёк - это его желание, стремление к чему-то новому, жажда жизни. Он никогда не упустит возможности послушать интересные и семинары, а также научиться новому ремеслу. Это неудержимое стремление помогло ему в свои 20 лет многого добиться в жизни, в учебе, где он и стал «Студентом года-2000».

Но окружающие тянутся к нему вовсе не потому, что он достаточно знаменит в своей среде и пользуется большим авторитетом, а потому, что в нем очень много положительной энергии, которой он делится с людьми. По своей натуре это сильный, волевой, очень оптимистичный и жизнерадостный человек, умеющий ставить перед собой цели и добиваться их. Но в то же время он немного по-детски наивен и эмоционален. Сочетание этих качеств и помогает ему лучше понимать и разбираться в людях. Ему можно довериться в любой ситуации, зная, что он всегда выслушает, даст совет или просто скажет доброе слово. Он легкостью находит общий совершенно незнакомыми ему людьми.

А людей в свою очередь притягивает его живость и незаурядность. Конечно он такой не всегда.

Ведь иногда просто хочется отдохнуть и понаблюдать за жизнью со стороны. Именно в эти минуты он отправляется в театр.

Там он словно не в зрительном зале, а на сцене вживавается вроль героев, проживает моменты их жизни, а затем возвращаясь домой, любит поговорить о сегодняшней постановке. А самое главно приятное то, что этот серьезный молодой человек ценит и уважает обычную человеческую дружбу, где, несмотря на разницу в возрасте, он все равно остается младшим братиком - Андрюшкой. Очерк 1) В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальныепроблемы. 2) Публицистический, в т. ч. документальный, очерк излагает ианализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором. К сюжетным очеркам относятся портретный и проблемный.

Портретный рассказывает о каком-либо интересном человеке: учёном, спортсмене, музыканте, артисте, труженике села и т. д. Вообще, перед автором стоит задача нарисовать живые черты героя всеми доступными речевыми средствами, сообщить о том необычном, чем данный человек отличается или отличился от других. В проблемных очерках вместо отдельных фактов или событий, портретов людей, нарисованных в конкретной обстановке, даются обобщённые образы героев. В таких очерках внимание читателя сосредотачивается на решении злободневных проблем, а для этого журналисту необходимо дать такой художественно-публицистический анализ действительности, в котором явления жизни, сами факты отобраны и преподнесены в свете общенародных проблем. К описательным относятся событийный и путевой очерки.

Событийный – чаще всего посвящен какому-нибудь важному событию в жизни достаточно большой группы людей, например, народному празднику, запуску космического корабля, военному параду и т. д. В путевых очерках автор рассказывает о фактах, событиях, людях, которых ему довелось наблюдать во время своей поездки. Путевой очерк – это всегда рассказ с места событий, даже если автор побывал в этих местах достаточно давно.

Случайные статьи

Вверх